Сегодня украинский кризис достиг самой опасной точки с момента начала революции на Майдане, в результате которой президент Виктор Янукович лишился поста президента. И сейчас нам не стоит сбрасывать со счетов вероятность вооруженного конфликта между Россией и Украиной, конфликта, с которого впервые в этом столетии может начаться война в самом сердце Европы.
В десятке городов на востоке Украины пророссийские сепаратисты продолжают занимать здания в попытке выйти из-под контроля центральной власти в Киеве. Временное правительство в Киеве назвало этих людей «террористами» и в настоящий момент пытается вытеснить их из занятых ими опорных пунктов.
Президент России Владимир Путин считает режим в Киеве нелегитимным. Он угрожает отомстить Киеву за противодействие промосковским активистам, которое он называет «серьезным преступлением». Около 40 тысяч российских военнослужащих возобновили маневры близи украинской границы. Вопрос заключается в том, не станет ли все это прелюдией к вторжению на Украину под предлогом «гуманитарной» или «миротворческой» инициативы.
Уровень напряжения достиг максимума в связи с провалом соглашения, подписанного в Женеве девять дней назад и направленного на мирное решение конфликта. Москва обвиняет Киев в невыполнении условий соглашения, подписанного Россией и Украиной. Согласно женевскому соглашению, Киев должен был разоружить радикальный Правый сектор — группировку, которая помогла свергнуть г-на Януковича, поддерживаемого Москвой. Однако Киев не захотел или не смог разоружить боевиков.
Однако львиная доля ответственности за провал женевского соглашения лежит на г-не Путине. Согласно соглашению, пророссийские сепаратисты на востоке Украины должны были покинуть официальные здания, которые они занимали. Заявления Москвы о том, что она не может повлиять на решения сепаратистов, не внушают доверия. Лидер Кремля никогда не обращался к ним с призывом сложить оружие. На самом деле, он в некотором смысле даже помог им, заявив, что восточная и южная части Украины представляют собой территорию, именуемую «Новороссией», которая была передана Украине в 1920-х годах.
США обвинили Россию в том, что с целью дестабилизации ситуации она активно вмешивается в дела Украины «при помощи военных, оружия, путем оперативного планирования и координации действий». Пока этому нет никаких неопровержимых доказательств, однако, очевидно, г-н Путин стремится найти удобный предлог для вторжения, которое приведет к фактическому расколу страны и краху надежд Киева на вступление в Евросоюз и НАТО.
В настоящий момент США угрожает России новыми санкциями, которые должны стать наказанием за провал женевского соглашения. И администрация Обамы будет права, если предпримет подобные действия. Однако полномасштабные санкции против энергетического и банковского секторов должны быть введены лишь в том случае, если российские танки пересекут украинскую границу. Расширение уже введенных адресных санкций станет четким сигналом того, что Москве не удастся украдкой дестабилизировать ситуацию на Украине, не заплатив за это высокую цену.
Между тем, г-ну Путину необходимо будет найти ответ на более серьезный вопрос. Уже не в первый раз он должен спросить себя, какую выгоду он хочет извлечь из эскалации конфликта. Санкции Запада уже отразились на состоянии российской экономики. За первые три месяца 2014 года объемы утечки капитала из России составили 64 миллиарда долларов. В пятницу, 25 апреля, рейтинговое агентство Standard & Poor’s еще больше понизило кредитный рейтинг России. Санкции Запада угрожают России экономическим кризисом во второй половине текущего года.
Скопление российских войск у украинской границы выглядит все более угрожающим. Москва должна взвесить цену вторжения, которое может привести к началу новой холодной войны и спровоцировать кровавый гражданский конфликт.
Альтернативой этому является возобновление дипломатических попыток стабилизировать ситуацию на Украине. Однако без участия России и США стороны не смогут выработать никакого решения. Г-н Путин должен отказаться от своих реваншистских планов и снова сесть за стол переговоров. Как бы он ни относился к новому правительству в Киеве, он должен признать, что гражданская война на Украине не выгодна никому, в том числе России.