За последние 20 лет Китай быстро усилился, превратившись из региональной в мировую военную державу. Еще лет 30-40 тому назад Народно-освободительная армия Китая имела на вооружении устаревшее оружие и ориентировалась на «народную войну» с ее численным превосходством над врагом. Но потом китайские ВМС отошли от своих берегов и вышли на океанские просторы, ВВС активно разрабатывают истребители пятого поколения, а в сухопутных войсках проводится масштабная модернизация.
В Китае создается огромное множество самых разных систем вооружения, и некоторые из них вызывают серьезную тревогу из-за своего боевого потенциала.
Соседи Китая и США следят за его военным строительством с интересом и обеспокоенностью. Пекин демонстрирует полную готовность к проецированию военной силы в рамках своих территориальных притязаний в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Оружие, позволяющее Китаю предпринимать решительные военные акции в этих целях, способно расширить масштабы регионального кризиса, превратив его в крупный конфликт с участием Вашингтона.
Китай признает возможность конфликта с Соединенными Штатами, пусть и небольшого по своим масштабам. И он строит соответствующие планы на этот случай. КНР вкладывает деньги в создание оружия, конкретно нацеленного на американские силы и ограничивающего их возможности действовать возле материковой части Китая. Это оружие воспрещения доступа и блокирования определенных районов (A2/AD) способно лишить американские войска возможностей по проникновению во внутреннюю зону обороны КНР. Это так называемая «первая островная цепь», включающая Курильские острова, Японию, Тайвань, Филиппины и Борнео.
Шансы на начало войны между Китаем и США невелики, и ни одна из сторон не настроена на войну с другой. Тем не менее, существующий уровень противоречий и соперничества интересов говорит о том, что полностью возможность возникновения войны исключать нельзя. Имея это в виду, мы хотим рассказать о пяти китайских системах вооружений, которых Соединенные Штаты боятся больше всего.
Противокорабельная баллистическая ракета DF-21D
Самым опасным оружием для американских сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе является противокорабельная баллистическая ракета Dong Feng-21D. Ее несколько преждевременно окрестили убийцей авианосцев, однако DF-21D это баллистическая ракета средней дальности, предназначенная конкретно для нанесения ударов по американским авианосцам, для преодоления системы обороны оперативных соединений ВМС США и для нанесения ударов по кораблям сверху на гиперзвуковой скорости.
DF-21D это наземная система с дальностью чуть больше 1500 километров. После пуска и выхода в верхние слои атмосферы ракета сбрасывает головную часть в виде спускаемого аппарата, летящего со скоростью 10-12 чисел Маха. Развиваемая скорость и создаваемая при этом кинетическая энергия, не говоря уже о боевой нагрузке гиперзвукового маневрирующего блока, могут нанести серьезный ущерб даже самым крупным кораблям. Хотя наверняка этого не знает никто, но есть мнение, что при прямом попадании DF-21D способна вывести из строя авианосец, а то и потопить его.
Устанавливаемая на колесном шасси, DF-21D является мобильным комплексом, в связи с чем ее трудно обнаружить перед пуском. А поскольку боевой блок ракеты летит с гиперзвуковой скоростью, его очень сложно сбить (хотя и возможно).
У DF-21D есть своя ахиллесова пята. Это цепочка приборов обнаружения, релейных станций и центров управления, которые необходимы для того, чтобы обнаружить корабль противника, опознать его, проследить за его курсом, а затем нанести по нему удар баллистической ракетой. В этой цепи много звеньев, обеспечивающих успешный пуск DF-21D, и если разорвется хотя бы одно из них, нарушится весь процесс.
Китаю для уничтожения авианосца придется задействовать большое количество разведывательных средств, а морская разведка к его сильным сторонам не относится. Загоризонтные радиолокационные станции наземного базирования неточны, а морские патрульные самолеты, БПЛА и подводные лодки уязвимы, и могут подвергнуться ударам палубной авиации с авианосца. Обеспечить данные сопровождения могут только китайские спутники, а против них легко можно поставить помехи или иным способом вывести их из строя.
Предположительно, в начале 2013 годы состоялись испытания DF-21D. Тогда на макете авианосца в пустыне Гоби засекли две воронки.
Ракету DF-21D китайцы, может, и ввели в строй, а вот цепочку сопровождения вряд ли. Пройдут годы, прежде чем заработает весь комплекс в целом. И тем не менее, мысль о том, что у китайцев может появиться оружие, способное одним ударом уничтожить 5600 американцев, 70 самолетов и разрушить основу американской системы проецирования силы, очень сильно отрезвляет и заставляет задуматься.
Истребитель Чэнду J-20
Первый в Китае истребитель пятого поколения J-20 это большой двухмоторный самолет, в настоящее время проходящий демонстрационную фазу. Задачи J-20 неизвестны, однако прочная конструкция машины говорит о том, что ее можно использовать для выполнения самых разных задач. Самолет обещает иметь большую дальность, высокую скорость и хорошие характеристики малозаметности, хотя он вряд ли в полной мере дотянет до современных технологий «стелс». Китай построил три прототипа, и последний опытный образец совершил полет в начале марта 2014 года. На вооружение J-20 поступит примерно в 2020 году.
Имея необычную конструкцию с треугольным крылом, с большими передними носовыми рулями и с парой подфюзеляжных килей, J-20 является самым амбициозным авиационным проектом в Китае. Есть предположения, что самолет оснащен современной РЛС с активной фазированной антенной решеткой и электрооптической системой наведения. В двух крупных внутренних отсеках вооружений могут размещаться ракеты класса «воздух-воздух», «воздух-земля» и «воздух-корабль».
Скорее всего, J-20 это истребитель, в задачу которого входит достижение превосходства в воздухе. Большая дальность самолета говорит о том, что он может действовать намного дальше от китайского побережья, осуществляя перехват штурмовиков и бомбардировщиков, в том числе, истребителей- бомбардировщиков F/A-18 и бомбардировщиков В-1 и В-2. Обладая большой дальностью, J-20 может также осуществлять патрулирование над спорными территориями, прикрывая недавно объявленную Китаем опознавательную зону ПВО.
Китай может также использовать J-20 для борьбы с американской авиацией поддержки. Самолеты ДРЛО, такие как E-3 Sentry и E-2C Hawkeye, а также дозаправщики KC-135 и KC-130 это очень важные авиационные средства, позволяющие американским войскам действовать на большом удалении. Оснащенные ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности истребители J-20 могут предпринимать попытки сбивать такие самолеты, что серьезно ослабит авиацию США и их союзников.
Еще одно возможное предназначение J-20 это нанесение ударов по американским кораблям и базам в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Группа уходящих от радаров истребителей J-20 с ракетами для поражения наземных целей может вылететь на боевое задание перед нанесением удара китайскими баллистическими ракетами в обычном снаряжении и уничтожить американские зенитно-ракетные комплексы, нанести удар по авиабазам, радиолокационным установкам и пунктам управления по всему Тихому океану. Своим ударом они подавят американскую систему обороны и создадут условия для нанесения эффективного удара неядерными баллистическими ракетами.
Время покажет, какую задачу (или задачи) будет выполнять J-20. Но незнание предназначения этого самолета является весьма неприятным фактором в мире, где период разработки истребителей составляет 20 лет.
Противоспутниковое оружие
На протяжении десятилетий американские военные средства космического базирования давали ВС США значительные преимущества на поле боя. Спутники исключительно важны для американских методов ведения войны, особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где расстояния от континентальной части США измеряются тысячами миль.
У Китая есть как минимум одна действующая система противоспутникового оружия — SC-19. Являясь разновидностью DF-21, баллистическая ракета SC-19 оснащена кинетическим перехватчиком KT-2. После вывода в космос KT-2 наводится на цель инфракрасными датчиками. У KT-2 нет боевого заряда с взрывчатым веществом. Перехватчик уничтожает спутники противника путем столкновения с ними.
В 2007 году кинетическим перехватчиком KT-2 был уничтожен устаревший китайский спутник. В мае 2013 года Китай запустил высотную ракету с радиотелеметрической аппаратурой для проведения экспериментов. Американская разведка считает, что на самом деле это были испытания противоспутниковой системы SC-19/KT-2. Считается, что ракета SC-19 может выводиться на среднюю околоземную орбиту, а это значит, что американские навигационные спутники могут оказаться в опасности.
Китайское противоспутниковое оружие может использоваться против разных типов американских спутников, в том числе, разведывательных, связи и навигации. С утратой таких спутников США будет трудно выполнять разведывательные задачи над китайской территорией. Это также создаст помехи воздушной, наземной и морской навигации, замедлит связь и лишит Америку возможности применять оружие с наведением по GPS.
Имеющиеся данные говорят о том, что Китай намерен установить SC-19 на пусковую установку на колесной машине. А поскольку в Китае три миллиона километров дорог с твердым покрытием, обнаружить и уничтожить мобильные системы противоспутникового оружия будет крайне сложно.
Использование Китаем в будущей войне противоспутникового оружия подвергнется мощному осуждению. Но поскольку американские войска очень сильно зависят от спутников, искушение сделать первый выстрел в космосе может оказаться непреодолимым.
Универсальный десантный корабль-док проекта 071
Проецирование силы становится для Китая все более важной задачей, особенно в свете его территориальных притязаний в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Получив возможность для высадки морского десанта на какой-нибудь островной гряде типа Сенкаку, Парасельских островов или Спратли, китайское руководство может настолько осмелеть, что именно так и поступит.
У Китая есть три универсальных десантных корабля проекта 071: «Куньлуньшань», «Цзинганшань» и «Чангбайшань». Эти корабли предназначены для переброски и высадки морской пехоты на побережье противника. Ожидается ввод в строй еще трех кораблей этого проекта, а также шести десантных кораблей с полетной палубой во всю длину, как у американских кораблей типа «Уосп».
Три корабля проекта 071 были построены в Шанхае на верфях корпорации «Худун-Чжунхуа». Водоизмещение каждого 20 тысяч тон, а длина более 200 метров. Такой корабль может перевозить до батальона морской пехоты (400-800 военнослужащих) и до 18 бронированных машин.
Палуба корабля обеспечивает одновременную работу на ней двух вертолетов W-9 для переброски десанта. Еще четыре хранятся в большом ангаре. У корабля проекта 071 очень длинная док-камера для хранения и спуска на воду десантных плавающих машин, надувных лодок с жестким корпусом, а также четырех десантных катеров на воздушной подушке, похожих на американские образцы.
Десантные корабли 071 проекта приписаны к китайскому Флоту южных морей, где их можно использовать для устрашения (или захвата) Тайваня. Тем не менее, подобно ВМС западных стран, Китай быстро научился применять их для решения других задач. Кроме высадки морского десанта на берег и на острова, эти корабли могут использоваться для управления силами и средствами ВМС, в чрезвычайных ситуациях и при оказании гуманитарной помощи. Корабль «Цзинганшань» находится в настоящее время в Индийском океане, участвуя в поисках пропавшего самолета Малайзийских авиалиний.
В одиночку такой корабль как «Цзинганшань» не представляет особой опасности. Но он обладает теми экспедиционными возможностями, которыми авантюрный Китай может воспользоваться для обострения территориального спора и создания очень опасной ситуации.
Наступательные кибероперации
Народно-освободительная армия Китая считает, что достижение «электронного превосходства» на начальном этапе конфликта исключительно важно для обеспечения успеха. Из пяти типов китайского оружия, которых Америка боится больше всего, самыми загадочными являются силы и средства для проведения наступательных кибернетических операций.
Понятие «наступательная кибернетическая операция» подразумевает широкий спектр деятельности, от психологических операций до уничтожения техники и инфраструктуры противника. Электронная армия Китая может добиться такого превосходства за счет установления своего контроля над сетями связи, внедрения вредного программного обеспечения и даже проведения кампаний по дезинформации в интернете. Наступательные кибернетические средства лучше использовать в совокупности с традиционными боевыми действиями, когда они могут создать новый фронт. Например, Китай за счет проведения киберопераций может нарушать работу компьютерных сетей противника, а также подавлять вражеские системы связи путем постановки помех перед нанесением авиационных и ракетных ударов.
Существенно отличаясь от концепций традиционных боевых действий, китайские наступательные кибернетические операции могут использоваться против военных и гражданских целей независимо от географического местоположения. Это также единственное оружие из нашего списка, при помощи которого можно наносить удары по континентальной части США.
Похоже, что главным подразделением для проведения киберопераций является третье управление генерального штаба НОАК, которое считается аналогом американского АНБ. Его численность может составлять до 130 тысяч человек, которые прикреплены к воинским частям, 12 оперативным отделам и трем научно-исследовательским институтам. В составе третьего управления имеется второе бюро, также известное как в/ч 61398. В его задачи входят операции против США.
Согласно данным проектного института 2049, четвертое управление генштаба, отвечающее за радиоэлектронную борьбу, радио- и радиотехническую разведку, может также проводить наступательные кибероперации. Из концепции «интегрированных сетей и электронной войны» НОАК становится ясно, что Китай считает взаимосвязанными действия по подавлению компьютерных сетей и электронных средств на поле боя. Китайские военные связывают кибероперации с традиционными формами РЭБ, чего Соединенные Штаты зачастую не делают.
Несмотря на большое количество личного состава в кибервойсках, силы и средства у Китая не очень современные. Например, нет никаких признаков того, что Китай может создавать такие средства кибернетического нападения как Stuxnet. Профессор Австралийского национального университета Десмонд Болл (Desmond Ball) утверждает, что китайское руководство хорошо понимает недостатки своих кибернетических сил и средств, и в связи с этим приняло «стратегию упреждения…в рамках которой очень разрушительные, но весьма примитивные силы и средства кибервойны следует применять на самом начальном этапе возможного конфликта».
Соединенные Штаты являются мировым лидером интернета и сетевых технологий, однако быстрые темпы развития первого и вторых означают, что работа в этом направлении будет непрерывной и постоянно меняющейся. Интернет и сетевые технологии продолжают проникать в американское общество и в вооруженные силы США, в связи с чем у противника будет все больше возможностей для применения кибернетических средств в будущих конфликтах.
Война между США и Китаем не является неизбежной, как не была неизбежной война с Советским Союзом. По целому ряду веских причин война между великими державами даже маловероятнее, чем в эпоху холодной войны, особенно в силу взаимовыгодной и обоюдной экономической зависимости между США и КНР. То, что Китай создает такие виды оружия, не должно вызывать большого удивления. С его точки зрения, вполне логично готовиться к боевым действиям с США, даже не намереваясь развязывать войну.
Эти пять видов оружия не повышают шансы на начало войны — скорее, они придают сомневающемуся Китаю больше уверенности для сотрудничества с соседями и с США. Но они также могут создать соблазн одним махом решить давние территориальные споры — или создать новые. Одно можно сказать наверняка: благодаря этому оружию мяч находится на китайской стороне.
Кайл Мизоками живет в Сан-Франциско и периодически пишет для The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast. В 2009 году он стал соучредителем блога по вопросам обороны и безопасности Japan Security Watch.