Поведение России в ходе кризиса на Украине вызывает в странах Балтии страхи перед дальнейшим ростом напряжения в регионе. Однако НАТО не торопится размещать там свои войска. Эксперты же и вовсе считают, что возможности альянса по защите своих членов ограничены.
В минувшие выходные переполох вызвало сообщение о том, что НАТО и правительство Германии с учетом развития ситуации на Украине прорабатывают различные сценарии российской агрессии по отношению к странам Балтии. При этом, как пишет журнал Der Spiegel, не называя своих источников, эксперты пришли к выводу, что НАТО сейчас просто не в состоянии защитить страны Балтии с помощью обычных вооружений.
О серьезности положения свидетельствует заключение комитета по обороне НАТО, процитированное журналом: «Способность и намерение России без подготовки и должного предупреждения начать крупные военные действия представляют серьезную опасность для безопасности и стабильности на евро-атлантическом пространстве». По поводу выводов, которые можно сделать из этого заключения, НАТО до сих пор хранит молчание.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен буквально на этой неделе заверил, что планов по усилению группировки войск на востоке нет. При этом он признал, что действия России в ходе украинского кризиса коренным образом изменили положение дел с точки зрения безопасности в Европе, на что НАТО вынуждена будет реагировать. В настоящий момент блок, однако, не собирается нарушать свои договоренности с Россией от 1997 года, добавил Расмуссен. Решения, которые могут повлечь за собой долгосрочные последствия, будут, по его словам, обсуждаться на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре этого года.
Согласно договору с Россией альянс обязуется не размещать ядерное оружие на территории своих восточноевропейских стран-членов. Кроме того, НАТО обязуется обеспечивать безопасность своих членов, лишь временно усиливая свои дислоцированные там войска, но без размещения «значительных сил» на постоянной основе.
Эксперты, впрочем, считают это ошибкой. По их мнению, альянсу неизбежно придется готовиться к конфронтации с Россией — на самый крайний случай, возможный в ходе украинского кризиса. Потому что, как сказал историк Михаэль Вольфзон (Michael Wolffsohn) в интервью Handelsblatt, такое усиление — просто обязанность НАТО по отношению к своим членам.
Фоном для этих размышлений является тот факт, что кризис на Украине вкупе с российской аннексией Крыма вызывает опасения (в первую очередь, в странах Балтии и в Польше), что Россия на этом не остановится. В недавнем интервью для воскресного выпуска газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung министры иностранных дел и обороны Эстонии, Латвии и Литвы потребовали разместить на своей территории войска НАТО на постоянной основе.
Глава польского МИДа Радослав Сикорски призвал своих партнеров по альянсу сделать то, что они сделали бы во всех других странах. «Базы НАТО существуют в Великобритании, Испании, Германии, Италии и Турции. Эти регионы находятся в безопасности. Но там, где базы по-настоящему нужны, их нет», — сказал Сикорски в интервью Der Spiegel. Поэтому необходимо еще многое сделать для того, чтобы альянс мог действительно гарантировать безопасность в соответствии со статьей 5 Договора НАТО.
Провокации со стороны Москвы не прекращаются
Пока НАТО придерживается своих договоренностей с Россией и воздерживается от размещения войск и техники на территории восточных членов альянса. И это несмотря на то, что Москва продолжает провоцировать Запад. Во вторник Россия провела очередные испытания межконтинентальных баллистических ракет. Как сообщили российские информационные агентства Интерфакс и ИТАР-ТАСС со ссылкой на министерство обороны, тестовый запуск ракеты типа РС-12М «Тополь» прошел успешно.
Межконтинентальные ракеты могут оснащаться ядерными боеголовками. Ракеты данного типа были приняты на вооружение еще в 1980-х годах и с тех пор неоднократно изменялись и модернизировались. Их дальность полета составляет 10 тысяч километров. Кроме того, Россия постоянно провоцирует Запад, объявляя об отводе своих сил от границы с Украиной, но не делая этого. По оценке НАТО, в приграничных областях сейчас находится порядка 40 тысяч российских солдат. При этом реальный отвод войск мог бы снять опасения на Западе по поводу возможного вооруженного вторжения России в восточные области Украины.
Однако, похоже, что и последнее сообщение российского министерства обороны об окончании учений на приграничной с Украиной территории и о возвращении войск к местам постоянной дислокации оказалось обманом. Представитель министерства обороны США Джон Кирби (John Kirby) заявил, что лишь небольшая часть войск, участвовавших в учениях, отошла вглубь страны, но затем вернулась на прежние позиции.
Эксперты не сомневаются в том, что НАТО должен незамедлительно отреагировать и заняться разработкой планов по обороне и по размещению войск на территории восточноевропейских стран-членов блока. Россия придерживается, по их мнению, своеобразной «доктрины об ограниченном суверенитете» стран, в которых есть русскоязычные национальные меньшинства. «Эта доктрина противоречит международно-правовым нормам и представляет угрозу для существования таких стран», сказал директор Института политики безопасности Кильского университета (Германия) Йоахим Краузе (Joachim Krause) в интервью нашей газете. По его словам, НАТО необходимо заняться данной проблемой. «Федеральное правительство (Германии) также не может больше молчать по этому поводу. Нам нужна некая новая форма политики сдерживания, которая учитывала бы совершенно конкретные вызовы со стороны России», констатировал эксперт.
Запад должен готовиться к «нетрадиционным угрозам»
При этом Краузе подчеркнул, что, в первую очередь, страны Балтии, а также Польша и Румыния должны иметь право на уверенность в том, «что мы рассматриваем наши обязательства в рамках альянса на полном серьезе». Поэтому необходимо совместно с ними искать возможности для противостояния потенциальным угрозам. «Это может означать, что там могут быть размещены контингенты других стран НАТО на продолжительный срок», — говорит Краузе. В первую очередь, речь идет о защите их границ и воздушного пространства «от проникновения российского спецназа». Кроме того, нужно быть готовыми «к нетрадиционным угрозам, к примеру, к подстреканию населения к восстаниям со стороны российского спецназа или спецслужб».
Бывший генерал НАТО Клаус Науманн (Klaus Naumann) также высказался за то, чтобы западный альянс отреагировал на действия России. «Россия, отказавшись от основного элемента европейской безопасности с 1990 года (скорее всего, имеется в виду мораторий России на Договор об обычных вооружениях в Европе (ДОВСЕ) — прим. пер.) и нарушив обязательство не изменять насильственным путем общепризнанные границы в Европе, создала ситуацию, в которой нам просто необходимо разработать план по предотвращению дальнейшей эскалации, в том числе по международному присутствию как элемента сдерживания и защиты наших партнеров по альянсу», — сказал он в интервью Handelsblatt. При этом Науманн указал на то, что Россия, размещая дополнительные военные силы в Калининградской области, дает НАТО «обоснованный повод для опасений».
В качестве реакции на действия России в Крыму НАТО в апреле, по сути, приостановила всякое сотрудничество с Кремлем, оставив, однако, возможности для продолжения диалога на высшем уровне. Расмуссен сказал, что НАТО предложил России организовать встречу на уровне послов, но не получил от Москвы ответа. Эта встреча могла бы состояться на следующей неделе.
Однако даже американский генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove), с прошлого года командующий войсками НАТО, недавно сказал, что «незаконные военные действия» России создали в Европе такую ситуацию, в которой нельзя больше говорить о безопасности на континенте как о чем-то само собой разумеющемся. Поэтому НАТО, по его словам, обязан подстраиваться под эти новые обстоятельства.
Бывший генерал НАТО Науманн поддержал эту оценку: «Генерал Бридлав совершенно прав, и упрекать его в "размахивании саблей" могут только несведущие люди». При этом Науманн напомнил, что страны-члены блока не только имеют право на защиту со стороны своих партнеров в соответствии со статьей 5 Договора НАТО, «но и обязаны ее получать, потому что только так они могут осуществлять свое национальное планирование в этой области». Это, по его словам, осуществляется путем так называемых «планов действий в непредвиденных ситуациях» (Contingency Plans), которые требуют одобрения всех стран-членов альянса.
«Защита членов НАТО, в частности, с помощью ядерного оружия»
На обязательства НАТО по поддержке своих стран-членов в соответствии с Договором о создании альянса указал также и Карло Масала (Carlo Masala), профессор международной политики мюнхенского Университета Бундесвера (вооруженные силы Германии — прим. пер.). «Он гарантирует восточноевропейским странам защиту и выполняет сдерживающую функцию», — сказал он в интервью Handelsblatt.
К тому же на своем последнем саммите НАТО назвала подготовку к защите территориального суверенитета своих членов «основной задачей альянса» и объявил, что меры по подобной защите разрабатываются. «Сдерживающей мерой, с точки зрения возможной агрессии Российской Федерации по отношению к странам Балтии, будет гарантия ядерной безопасности со стороны США», — предположил Масала. В то же время размещение дополнительных традиционных вооружений на территории этих стран было бы, по его мнению, гораздо менее действенной мерой.
Поэтому он тоже высказался за то, чтобы НАТО подстраивался под новые вызовы. «Но только не таким образом, чтобы развернулась новая "холодная война", — предупредил Масала. — Необходимо возобновить диалог с Россией, но четко дать понять, что альянс готов защищать своих членов, в том числе с применением ядерного оружия».
Историк Михаэль Вольфзон также считает необходимым, чтобы НАТО соответствовала новой ситуации в сфере безопасности. При этом он выразил сомнения в готовности Североатлантического блока к этому. «НАТО должна подстраиваться, но может ли она это сделать?» — спросил Вольфзон риторически. Ведь на это потребуются деньги. «В наше время предпочтение отдается повышению пенсий или снижению пенсионного возраста, а не инвестициям в безопасность», — добавил историк. «Но ведь если не будет безопасности, то многие могут просто не дожить до пенсионного возраста», — предупредил он.
В контексте обязательств НАТО по защите своих восточноевропейских членов Вольфзон указал, в частности, на обязанность Германии участвовать в этом. «Независимо от того, каким было прошлое Германии, правило "Договоры положено соблюдать" никто не отменял», — констатировал историк. Польша и страны Балтии являются членами НАТО, и это означает, что все страны НАТО, в том числе и Германия, обязаны поддерживать их: «Есть только два варианта: или оказание поддержки друг другу, или нарушение договора. Но тот, кто однажды нарушит договор, потеряет доверие других. Это выбор Германии и НАТО. Все очень просто».
Это понимают и в немецком правительстве. Канцлер Ангела Меркель пришла, однако, к другим выводам. По крайней мере, она старается «не размахивать саблей» и напомнила, что, хотя кризис на Украине невозможно урегулировать военными методами, НАТО по-прежнему чрезвычайно важна для стран-членов блока, потому что гарантирует им безопасность. При этом необходимо «рационально задействовать наши оборонительные средства, так как именно в Европе не каждая страна-член НАТО нуждается во всей палитре военных возможностей», сказала она в интервью газете Leipziger Volkszeitung.
По ее словам, страны НАТО уже сейчас разделяют задачи и необходимые для их выполнения средства. «В будущем нам необходимо будет координировать наш действия еще четче», — констатировала Меркель. При этом она обратила внимание на то, что у стран Балтии не было возможности контролировать собственное воздушное пространство и что другие страны НАТО, в том числе и Германия, помогли им при этом. «Такое разделение обязанностей я вполне могу представить себе и в других областях», — сказала она. Для Германии это, по ее словам, означает следующее: «Германия в ближайшие годы будет поддерживать стабильность своего военного бюджета. Но я считаю очень важным максимально эффективное сотрудничество и распределение нагрузки внутри альянса».