20 мая таиландская армия в своем особом стиле объявила о введении военного положения, а несколько дней спустя устроила государственный переворот (12 успешная попытка из 19 после ликвидации монархии в 1932 году). Иначе говоря, после шести месяцев демонстраций и потасовок в столице армия берет на себя ответственность по «восстановлению» порядка и обеспечению безопасности на национальном уровне.
Действие нынешней конституции, которую приняли в 2007 году, год спустя после предыдущего переворота, было приостановлено. В стране введен ночной комендантский час. Демонстрантов обоих лагерей («красных», которые поддерживали правительство в пригородах, и закрепившихся в центре Бангкока оппозиционеров) попросили разойтись. Члены свергнутого правительства получили распоряжение явиться в армию, а школьники 23 мая радуются еще одному выходному.
Ход этого бескровного переворота свидетельствует об очень многом. В стремлении положить конец полугодовому противостоянию командующий сухопутной армией генерал Прают Сан-Оча воспользовался военным положением и созвал представителей политической элиты и правительственных ведомств, чтобы заставить тех договориться друг с другом.
Во время второго собрания он потребовал отставки правительства (в нем ведущую роль играл клан Таксин), которое занималось всеми текущими делами после роспуска парламента 2 декабря. Пришедшие министры ответили ему отказом. Тогда генерал Прают, который никогда не испытывал особой симпатии к клану Таксин, вышел из зала и объявил, что в стране произошел государственный переворот, и что он сам будет (по крайней мере, временно) исполнять обязанности премьер-министра. Представители основных политических группы были задержаны. О новых выборах Прают пока не говорил (оппозиция бойкотировала прошедшее 2 февраля голосование, и его результаты были отменены Конституционным судом).
Таиланд в очередной раз оказался лицом к лицу с квадратурой круга. Сосредоточившаяся в Бангкоке традиционная элита не хочет уступать большинству избирателей, которое с начала века поддерживает популиста и миллиардера Такисна Чинавата. В 2006 году он был свергнут в результате государственного переворота, а два года спустя бежал за границу, чтобы скрыться от судебного преследования по обвинению в злоупотреблении должными полномочиями. Тем не менее, он продолжил дергать за веревочки с благословления большинства с густонаселенного севера страны.
Но как добиться компромисса двух, казалось бы, непримиримых групп? Пока что никому так и не удалось найти ответ на этот вопрос. Армия хочет в очередной раз попытать удачу, но не собирается проводить голосование, потому что время компромиссов, по всей видимости, еще не наступило.
Прают заявил, что его главная цель — не допустить «эскалации» насилия. 15 мая во время собрания противников правительства разорвалась граната, из-за чего три человека погибли, а 22 получили ранения. Полгода беспорядков унесли жизни по меньшей мере 28 человек: большинство из них — застреленные мирные жители.
Прают несколько месяцев говорил о возможности военного вмешательства, но подчеркивал, что пойдет на него лишь в качестве крайней меры. Дело в том, что армия уже серьезно «обожглась» в 2010 году во время разгона нескончаемой демонстрации «красных рубашек» (сторонники Таксина) в центре Бангкока: тогда погибли более 90 человек.
Другими словами, Прают решил заморозить ситуацию. Но установить безопасность — это одно, а найти устойчивое политическое решение — уже совсем другое. Особенно если экономить на выборах.