Египетские выборы никогда не отличались высокой явкой: этому показателю редко когда удавалось перевалить за 50%. После революции в стране в 2011 году все призывы проголосовать на выборах и референдумах по конституции привлекли на избирательные участки в среднем 25 миллионов человек из 53 миллионов избирателей. Волеизъявление народа в Египте обычно проходит в два дня из-за большого числа избирателей. Под президентские выборы было отведено 26 и 27 мая, но затем им решили дать еще один день из-за… низкой явки.
35% явка
Источники дают разные данные, но в период с утра понедельника до вечера вторника явка на различных участках составила от 35% до 40%. Информационная борьба двух участвующих в первом туре кандидатов, лидера либерально-демократической партии Хамдина Сабахи и маршала Абдул-Фаттаха Ас-Сиси (3 июля тот свергнул власть «Братьев-мусульман»), оказалась совершенно неравной, и все ждут победы ас-Сиси. Об этом последние несколько недель пишет вся международная пресса. Похожие настроения воцарились и на египетской улице. Для предсказания результатов этих событий вряд ли требуется пророческий дар с учетом той беспрецедентной пропаганды, которую развернул 59-летний маршал. На улицах развешаны многометровые афиши, а повсюду крутятся ролики с призывом к людям идти голосовать. В таких условиях многие ждали длинных очередей на участках, особенно в столице Каире. Кроме того, армейский и государственный лидер дал несколько многочасовых интервью.
«Нет» «Братьям-мусульманам»
Он нравится женщинам, христиане признательны ему за свержение экстремистов и пусть даже молодежь не слишком любит его, это не особенно важно. Такой вывод можно вынести для себя из программ египетских телеканалов с их каждодневными ток-шоу. Некоторые предрекали даже, что «народ выйдет на улицы, чтобы сказать «нет» «Братьям-мусульманам». Все известные телеведущие призывали людей пойти на выборы. Тем не менее, во вторник вечером избирателей было почти не видно, в связи с чем власти решили ввести третий день голосования.
Реакция не заставила себя ждать. Хотя телеканалы уже не раз выражали недовольство низкой явкой избирателей после 2011 года, результаты первых дней граничат с настоящей катастрофой. «Информационный класс» явно нервничает, предлагает ввести штрафы для уклонистов и бросается в них оскорблениями. Сейчас легко можно услышать сравнение не пошедших голосовать граждан с террористами, которые хотят возвращения «Братьев-мусульман», разговоры об их участии в заговоре по разрушению египетского государства. Нет никаких сомнений, что после трех лет утомительных политических потрясений армейский командующий, который сделал стабильность осью своей избирательной кампании, явно ждал большего.
Провал пропаганды?
После свержения «Братьев-мусульман» 3 июля 2013 года маршал ас-Сиси окружил себя доходящей до истерии пропагандой. Печенье и футболки с его изображением, снятые специально для него видеоролики и даже свадебные платья в цвете хаки (отсылка к военной форме) - для формирования образа спасителя родины годятся любые средства. Более того, без конца его продвигают даже спутниковые телеканалы (как государственные, так и частные). Таким образом, нынешняя неявка была воспринята высшими государственными кругами так остро, потому что там ожидали массового притока людей в результате пропаганды. У руководства просто в голове не укладывается, что пропаганда в конечном итоге так ничего не дала.
Избиратели не ощущают, что кто-то представляет их интересы
Многие исследования говорят о том, что 60% египтян «молодые» люди, то есть те, кому меньше 40 лет. Эта молодежь была главной движущей силой восстаний 2011 и 2013 годов, а сейчас не видит, чтобы кто-то реально представлял ее интересы. Таков главный вывод из нынешней неявки. Ас-Сиси решил выставить свою кандидатуру без четкой предвыборной программы, а Сабахи, который в 2012 году занял третье место в президентской гонке с 4,5 миллиона голосов, в конечном итоге серьезно разочаровал молодежное революционное течение. Как бы то ни было, отношение к нему все же несколько лучше. Пусть у него практически нет шансов на победу, он все равно - выходец из рядов оппозиционеров, и поэтому молодежь испытывает к нему больше доверия. Хотя это и не означает, что она будет слепо верить ему, потому что ему нужно еще многое показать и доказать. Но, как сказал активист Тарек Шалаби, для поддержки Сабахи есть вполне законные причины.
Ас-Сиси - лидер контрреволюции
Как мы уже отмечали, низкая явка на выборах представляет собой бойкот, неявную форму протеста. И дело тут не только в том, что люди не ощущают, что кандидаты представляют их интересы. Египетские активисты выступают против армии, чей командующий претендует на высший пост в исполнительной власти. Египетская армия держит в руках бразды правления страной, и в первую очередь ее экономикой. Но это еще не все.
Да, с 30 июня по 3 июля прошлого года 25 миллионов египтян на самом деле вышли на улицы с протестом против «Братьев-мусульман», а после четырех дней демонстраций армия ответила свержением президента. С тех пор почти 1 100 сторонников этого движения погибли во время демонстраций, а саму организацию объявили террористической, что в целом не вызвало у большинства особого недовольства. Тем не менее, 529 человек (а потом и еще 683) были приговорены к смертной казни (хотя после кассационного обращение первых 529 это число сократилось до 37), а количество задержанных демонстрантов и активистов всех политических течений подошло к 5 000. Недавно в общественном мнении вызвало настоящий шок дело Махиенура эль-Масри, которому дали три года колонии строгого режима. Этот левый активист, который участвовал в борьбе против Мубарака в 2011 году и протестах против Мурси в 2012 и 2013 годах, виновен лишь в том, что незаконно устроил демонстрацию с требованием судить забивших до смерти юного революционера Халида Саида полицейских. Поэтому сегодня перед нами встает такой вопрос: как можно осудить активиста за демонстрацию, если нынешняя власть вышла из точно таких же демонстраций?
Для революционной молодежи этот вопрос остается открытым. Особенно спорным он будет выглядеть, если вспомнить то, как представленная ас-Сиси армия жестоко разгоняла демонстрации в 2011 и 2012 годах, когда Верховный совет вооруженных сил направлял страну по пути «демократического переходного процесса». Скольких активистов затоптали и забили до смерти? Возможно, не меньше, чем за год президентства Мурси. Особой поддержкой армия не пользуется даже среди христианского электората: он не забыл о событиях в Масперо, когда десятки демонстрантов оказались под гусеницами танков, потому что решили защитить свою церковь. Быть может, этот отражающий самые разные мнения бойкот послужит уроком для политической элиты Египта, которая так и не нашла решения для проблемы бедности, безработицы, загрязнения, образования и экономического кризиса. В любом случае, ас-Сиси уже сказал, что «разочарован» реакцией народа на выборы. Наверное, он так и не понял, что народ разочарован куда сильнее его самого.