Короткая юбка появилась в 1960-е как символ мятежной молодежной культуры. Она бросила вызов обществу и перетряхнула консервативные ценности.
«Свингующие 60-е» подарили человечеству многое — от Beatles до первого человека на Луне. Мини-юбка — из той же эпохи.
Мнения относительно того, кто именно в Лондоне придумал укорачивать юбки, разделились. В числе претендентов на авторство называются и Мэри Куант, и Андре Курреж, и основатель торговой марки Jean Varon Джон Бейтс, однако именно дизайнер Куант стала движущей силой городской моды 60-х. В знак признания ее заслуг мини-платье от Куант — «Банана сплит» — украсило одну из 10 почтовых марок серии «Классика дизайна», выпущенной Королевской почтой Великобритании в 2009 году в честь столетия британского дизайна. Кроме платья, выбор также пал на такие хрестоматийные примеры британского дизайна XX века, как самолеты «Спитфайр» и «Конкорд», красная телефонная будка и карта лондонского метро.
«Мини-юбка была феноменом, повлиявшим на формирующуюся молодежную культуру 1960-х, она стала выражением этой культуры, в том числе и сексуальной революции, толчок которой дало изобретение противозачаточных таблеток. Так что это был в некотором роде исторический момент, — рассказывает Валери Стил, директор и главный хранитель музея при нью-йоркском Технологическом институте моды. — Некоторые элементы молодежной культуры и короткие юбки были и в 1920-е, но хотя молодые женщины 20-х были гораздо более сексуально раскрепощены, чем их предшественницы (свободно ходили на свидания, сами выбирали будущего супруга, целовались с мужчинами, прежде чем выйти замуж, и порой имели опыт интимных ласк), над ними по-прежнему довлела опасность забеременеть».
Дизайнер-модельер Мэри Куант, владелица культового бутика Bazaar на Кингз-роуд, который она открыла вместе с мужем, Александром Планкетт-Грином, и Арчи Макнейром, заинтересовалась мини в 1966 году, но она чуть ли не с детства экспериментировала со своим внешним видом, подтягивая повыше юбку школьной формы, «чтобы выглядеть более привлекательно».
Музой Куант стала неизвестная танцовщица, которую она случайно увидела в танцевальной студии, где брала уроки балета. «В этот момент [во время одного из уроков] я услышала потрясающую музыку, звучащую из-за соседней двери, и, заглянув туда, через стекло увидела проходящий там урок степа и девушку в центре комнаты, на пару лет старше меня, которая была воплощением того, как бы мне хотелось выглядеть, — рассказывает Куант изданию Week. — На ней были короткая, примерно 25 см в длину, юбка в складку, обтягивающий черный свитер, черные колготки и стрижка боб. Меня поразило то, что прежде всего приковывало ваше внимание: белые носочки и туфли для степа с ремешками на лодыжках... Прекрасный образ ног и лодыжек сразил меня наповал».
Как известно, Куант, которой в феврале этого года исполнилось 80, назвала мини-юбку в честь своего любимого автомобиля Mini Cooper. «Мини-автомобиль полностью соответствовал мини-юбке; он делал все, что хотел его хозяин, он великолепно выглядел, он был воплощением оптимизма, бьющей через край энергии, молодости, кокетливости — словом, это было то, что надо», — вспоминает Куант в документальном фильме «Мэри Куант, Mini Cooper, мини-юбка».
Восходящая звезда
Кокетливые мини-юбки Куант были квинтэссенцией простодушной девичьей насмешливости и наивности мироощущения, одновременно став проявлением бунтарства против вкусов послевоенного поколения 50-х, выросшего на практичных фасонах, лишенных каких-либо излишеств.
Мини-юбка с ее возмутительно коротким подолом, которую было принято носить с высокими сапогами от Mary Janes на плоской подошве с застежкой-молнией и толстыми, ярких цветов колготками, бросила вызов обществу и перетряхнула консервативные ценности.
«Солидные мужчины средних лет свешивались из окон и кричали: "Это непристойно, это отвратительно!" Потрясающе, правда?» — с восторгом рассказывает Куант в интервью, взятом у нее главным редактором британского журнала Vogue Александрой Шульман. Среди противников мини была и Коко Шанель, пренебрежительно называвшая мини-юбку «просто отвратительной».
«Начиная с 1930-х и почти до конца 1950-х мир неуклонно становился все консервативнее, и молодежная культура 1960-х переломила эту тенденцию», — отмечает Валери Стил.
По мнению Куант, мини-юбку изобрели девушки с улицы. Ее клиентки, требовавшие, чтобы творения модельера были еще короче. «На самом деле все началось в Челси. Вся тамошняя атмосфера подсказывала, что правила для того и существуют, чтобы их нарушать», — рассказывает дизайнер газете Sunday Mirror. До 1960-х предполагалось, что молодые женщины будут одеваться как их матери — а ведь они были молоды и стремились молодо выглядеть.
Внезапно мода превратилась в место для самых смелых экспериментов, и одним из олицетворений этого течения стала Твигги. Длинные, нескладные ноги, прическа в стиле Питера Пэна, кроткие и задумчивые глаза Бэмби и густо накрашенные ресницы — эта озорная британская модель, своей андрогинной внешностью скорее походившая на мальчика-подростка, ничем не напоминала элегантных, как на великосветском приеме, моделей 50-х.
Подтверждая верность теории «Индекса длины юбок» (Hemline Index — по теории экономиста Джорджа Тейлора, с которой он выступил в 1926 году, длина подола юбки зависит от колебаний на бирже), мини-юбка отразила расцвет Лондона 1960-х и попала в фарватер всеобщего помешательства на Beatles и Rolling Stones. Спрос на короткие подолы был вскоре удовлетворен (закрепляя тенденцию, Джеки Кеннеди выбрала для бракосочетания с Аристотелем Онассисом в 1968 году короткое белое платье с плиссированной юбкой от Valentino).
Несмотря на то, что вскоре новый, возникший благодаря движению хиппи силуэт — длинные брюки клеш и струящиеся юбки — затмил популярность мини-юбки, она, ставшая сегодня основой гардероба многих, сумела удержаться на плаву и вновь заставила говорить о себе в 1980-х (да здравствуют деловые костюмы с короткими юбками!).
Возрастные ограничения?
Мини-юбка – несмотря на то, что ее носили самые разные персонажи — пожалуй, более чем любой другой предмет одежды остается символом молодости. В то время как женщины раздвигают границы возрастных ограничений, накладываемых на них обществом, существует множество представлений о возрастной уместности мини-юбки.
Согласно недавнему исследованию, проведенному известной британской сетью универмагов Debenhams, сегодня женщины с удовольствием носят мини-юбки до 40 лет, в то время как по данным 1980 года среднестатистическая женщина переставала покупать мини, достигнув возраста 33 лет. «Если эта тенденция сохранится, нет никаких сомнений, что в следующем десятилетии женщины на четвертом и даже пятом десятке будет справедливо считать мини-юбку неотъемлемой частью своего повседневного гардероба», — отмечается в отчете Debenhams.
Однако подобная демократическая точка зрения выглядит крайне недальновидной. Официально запрещенная в ряде африканских стран, мини-юбка так и не смогла утвердиться в некоторых регионах мира.
По сообщению газеты Guardian, совсем недавно, в 2010 году, мэр итальянского курортного городка Кастелламаре ди Стабия отдал полиции распоряжение штрафовать любого, кто замечен в ношении «очень короткой» мини-юбки. В конце февраля этого года около 200 женщин вышли на улицы столицы Уганды в знак протеста против нового антипорнографического законопроекта (местные СМИ уже окрестили его «законом о мини-юбках»), запрещающего женщинам обнажать бедра, грудь и ягодицы и «неприлично» одеваться, провоцируя сексуальное возбуждение.
Сегодня, спустя 50 лет после ее изобретения, мини-юбке все еще приходится преодолевать множество барьеров. «С ростом всех видов религиозного фундаментализма в современном мире набирает силу движение, направленное как против женщин, так и против сексуального раскрепощения. Особенно это касается признания прав сексуальных меньшинств... С одной стороны, мы в западных странах стали гораздо более толерантны к социокультурному многообразию, однако в международном масштабе ощущается существенный крен вправо, и мы видим много культур, где в порядке вещей нападки на женщин, одетых недостаточно консервативно и не желающих прятать свое тело», — говорит Стил.
На Западе и в таких городах на Востоке, как Токио или Шанхай, мини-юбка ни у кого не вызывает шок. Однако, добавляет Стил, «в большинстве стран мира я бы определенно не решилась надеть мини-юбку».
«Мы живем в предвкушении гораздо более свободного будущего, не забывая при этом о полном ограничений прошлом, и мини-юбка является своего рода символом этих перемен», — подчеркивает она.