Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Хрупкая энергетическая независимость

Россия постепенно теряет приоритетность для ЕБРР. В то же время инвестор готов двигаться навстречу Украине, возобновив кредитование государственного сектора

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сума Чакрабарти, президент ЕБРР на Петербургский международный экономический форум не поехал. Объяснил, что Россия для этой структуры становится неприоритетной. И хотя сам Чакрабарти заверил, что отношений с Москвой банк не будет разрывать (just business), российские чиновники уже ощущают, что партнеры по отношению к ним остыли.

Сума Чакрабарти, президент ЕБРР на Петербургский международный экономический форум не поехал. Объяснил, что Россия для этой структуры становится неприоритетной.

В повестке дня мероприятия реформы в плоскости энергетики, которые должны были бы, по крайней мере, частично лишить Кремль его козырей в виде энергоносителей. И хотя сам Чакрабарти заверил, что отношений с Москвой банк не будет разрывать (just business), российские чиновники уже ощущают, что партнеры по отношению к ним остыли. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявил, что в последние месяцы ЕБРР фактически заморозил принятие решений о новых проектах в этом регионе. По его убеждению, из-за политически мотивированной позиции директоров стран G7.

В этом году у россиян было крайне мало оснований задержаться на переговорах руководства банка. Их секция по инвестиционным перспективам обошлась даже без традиционной сессии «вопросы & ответы». «У нас не было на это времени», - коротко объяснила изменение формата встречи директор управления ЕБРР в РФ Наташа Ханженкова журналистам, которые догнали ее в коридоре.

А Украина, для которой ЕБРР до сих пор был заметным финансовым инвестором, до конца 2014-го может получить от него около € 1 млрд, что вдвое больше, чем в 2013-м. Усиление финансовой поддержки - это своеобразный аванс доверия от европейцев. Его Киев получил, в частности, благодаря недавно подписанному меморандуму о взаимопонимании в деле борьбы с коррупцией. Чакрабарти отмечает, что кредиторы возлагают на это соглашение серьезную надежду и готовятся к длительному сотрудничеству, ведь, как он предупреждает, есть вопросы, которые им не решить впопыхах. Речь идет прежде всего об энергетической безопасности Украины. Как указано в стратегии банка, зависимость нашего государства от внешних источников энергоресурсов усиливается низкой эффективностью использования енергии. ЕБРР обязался содействовать диверсификации и избежанию энергетических угроз. Верховная рада уже приняла закон о привлечении кредита на € 300 млн для реализации масштабной комплексной программы повышения безопасности энергоблоков атомных электростанций.

Общественная организация Bankwatch, которая ведет мониторинг деятельности проектов международных финансовых учреждений, и ЕБРР в частности, обеспокоена тем, что в целом хороший жест банка в виде займа может сыграть не в пользу Украины, которая сейчас борется за свою энергетическую независимость от северо-восточного соседа. Ведь отечественные АЭС в значительной степени зависят от российского оборудования, поставок свежего ядерного топлива, а также утилизации его отработанной массы и радиоактивных отходов. Кроме того, до 2020 года 12 из 15 атомных реакторов исчерпают свой срок эксплуатации. В 2004-м кабмин решил продлить его на 10-15 лет.

По словам президента ЕБРР, банк выделил средства не на это, а на то, чтобы сделать их безопасными, против чего вряд ли кто-то будет протестовать. Но именно эти меры, как отмечают в Bankwatch, позволят оператору всех имеющихся АЭС страны Энергоатому подготовить старые реакторы к перезапуску, что может быть вынужденным шагом для государства, учитывая необходимость возвращать заем. В условиях, когда общий долг Украины составляет 800 млрд грн. (более 53% ВВП), вызывает сомнения целесообразность фокусироваться на поддержке отрасли, доминирование которой делает страну все более зависимой от внешнеполитической конъюнктуры.

Того, что со старыми советскими технологиями Украине все труднее будет в дальнейшем создавать самостоятельное будущее, не отрицает и сам Чакрабарти. План Б, на котором настаивают в Национальном экологическом центре Украины, существует, и его суть не в генерировании новых мощностей, а в отказе потреблять лишнее. Она является довольно непростой при отсутствии адекватного учета энергии, поэтому этот вариант пока многим представляется разговорами об абстрактных понятиях. Впрочем, некоторые подсчеты все же доступны. Поставив на энергосбережение и повышение эффективности использования имеющихся энергоресурсов, по данным аналитического центра БЭСТ, Украина могла бы ежегодно экономить около € 11,4 млрд, то есть 30 млрд м³ природного газа, что на 4 млрд больше его импорта в прошлом году.

Недавно ЕБРР совместно с представителями правительства Германии презентовал в Киеве свою концепцию сбережения природного газа на Украине, предусматривающий модернизацию жилищно-коммунального хозяйства. Пилотная версия стала историей успеха. Шесть объединений совладельцев домов получили 2,4 млн грн. для работ по утеплению фасадов, герметизации панельных швов и установке индивидуальных тепловых пунктов. Результат показал, что окупаемости можно достичь менее чем за пять лет, уменьшив при этом энергопотребление почти вдвое.

Сума Чакрабарти - шестой президент ЕБРР (с июля 2012-го). Занимал должность постоянного секретаря в Министерстве юстиции Великобритании, возглавлял Департамент международного развития Соединенного Королевства, контролируя проекты в странах постсоциалистического лагеря и Северной Африки. Специализируется на вопросах экономики и политики международного развития и реализации реформ в системе государственного управления.

Перевод: Антон Ефремов.