Сражения между украинскими правительственными войсками и пророссийскими ополченцами приводят к усугублению гуманитарного кризиса на Украине. Десятки тысяч человек покидают свои дома, находящиеся в зонах боевых действий, и большинство из них — это жители мятежной столицы Славянск, где с конца мая в результате ежедневных обстрелов погибло множество мирных жителей.
Большинство жителей этого осажденного города были вынуждены обходиться без воды, электричества и газа в течение всей последней недели. Продовольственные товары поставляются в город с перебоями, а в магазинах стоит запах гниющей еды, потому что не работают холодильники. Десятки людей выстраиваются в очереди за питьевой водой.
С момента начала правительственной «антитеррористической операции» около двух месяцев назад на востоке Украины погибли 270 человек, как в среду, 11 июня, сообщило Министерство здравоохранения этой страны. Из них 225 человек погибли в Донецкой области, в том числе в Славянске, где велись самые ожесточенные бои. По данным Министерства здравоохранения, в июне в Славянске от осколочных ранений скончались по крайней мере два ребенка. Между тем, те цифры, которые правительство публиковало ранее, были существенно ниже, поскольку в них не было учтено число погибших на территории, удерживаемой ополченцами.
Ужасающие условия в городах, занятых ополченцами, заставили многих людей покинуть свои дома. Жители Славянска начали в массовом порядке покидать город, когда в конце мая усилились артиллерийские обстрелы. Многие жители Славянска вынуждены перебираться в ближайший город Святогорск, где в вопросах обеспечения жильем и продовольствием им приходится целиком полагаться на доброжелательность местных жителей. Как сообщает мэр Святогорска Александр Дзюба (Alexander Dzyuba), с конца мая в город приехали примерно 15-20 тысяч беженцев из Славянска.
Святогорская лавра — одна из православных святынь, расположенных на востоке Украине — ежедневно принимает у себя по 500 жителей Славянска, как сказал один из монахов монастыря. Люди, лишившиеся жилья, получают одну порцию питания в день и ютятся в тесных помещениях. В женской половине женщины и дети живут по три человека в комнате, тогда как в мужской половине мужчины живут по семь человек в одной комнате. Расстояние между их кроватями составляет меньше метра, а с веревок, натянутых под потолком, свисает белье и одежда.
Несколько старых домов отдыха, расположенных в этом районе, также принимают у себя беженцев. Волонтеры раздают людям небольшие порции бесплатной еды, большую часть которой жертвуют жители Харькова, города на востоке Украины, и компания Bravo, как сказала одна из волонтеров Елена Ласкова.
Сергей и Юлия Ривоковские вместе с тремя маленькими детьми находятся на туристической базе «Искра». Юлия и ее дочери приехали туда на автобусе две недели назад, а Сергею пришлось проехать на велосипеде около 65 километров, чтобы к ним присоединиться. По его словам, он хотел вступить в ряды ополченцев, но решил сначала повидаться с семьей. «Когда я разговаривал с дочерью по телефону, она плакала. Если ситуация ухудшится, я пойду сражаться».
«Здесь нет никаких перспектив, — сказала Слава, которая живет в комнате на базе «Искра» с четырьмя своими родственниками. — Здесь нет работы. Куда нам идти? По крайней мере, здесь есть крыша над головой и освещение».
На другой базе отдыха под названием «Дубравушка» сейчас живут 170 беженцев из Славянска, по словам ее управляющей Светланы Саченко. Одна из них, Анна Эргерт, сказала, что ее сын и пожилые родители остались в Славянске, потому что они не захотели покидать дом.
«Мой отец отказывается есть и пить, он хочет умереть… Я пыталась принести ему борщ, но он сказал, что трупам борщи не носят», — рассказала она сквозь слезы.
По данным Министерства здравоохранения, 251 гостиница, летний лагерь и другие базы отдыха превратились в центры приема беженцев, где сейчас размещено 30 тысяч человек. Беженцев даже поселили в комнатах для обслуживающего персонала в роскошном киевском поместье бывшего президента страны Виктора Януковича. Более 7 тысяч человек уже переехали во временное жилье.
Однако в Славянске и Святогорске правительство пока не оказывает никакой помощи. В этих городах помощь в перевозке людей, размещении во временном жилье и обеспечении беженцев питанием оказывают местные гражданские организации, бизнесмены и простые граждане.
По словам местного волонтера Наташи Богомаз, с 3 июня Коммунистическая партия заказала несколько автобусов, чтобы вывозить женщин и детей из Славянска. В среду эти автобусы должны были доставить 20 человек в расположенный недалеко город Чугуев и 40 человек в Крым.
Анна Ивашенко ждала автобус, чтобы уехать со своими дочерями, которым два и четыре года, в Крым. Они решили бежать после того, как накануне во дворе их дома взорвался снаряд, ранив ее отца. Ее семья живет на окраине деревни Андреевка, где идут наиболее ожесточенные бои, и, по ее словам, «ее нервная система этого не выдержала».
Недавно избранный президент Петр Порошенко пообещал предоставить гуманитарный коридор жителям востока страны, однако пока никаких признаков того, что этот коридор работает, нет. В четверг, 12 июня, службы безопасности отдали приказ командующему киевской «антитеррористической операции» создать такой коридор для эвакуации мирных граждан.
Российские чиновники заявили, что около 70 тысяч украинских беженцев пересекли границу с Россией с момента начала боев, хотя эти цифры, вероятнее всего, являются завышенными. В четверг, 12 июня, генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занниер (Lamberto Zannier) посетил беженцев, разместившихся в Ростовской области, и обратился к верховному комиссару по делам беженцев ООН с просьбой вмешаться и помочь тем людям, которые покинули зоны боевых действий.
Несмотря на то, что Славянск покинули тысячи людей, большая часть населения этого города с 120 тысячами жителей решила остаться. Они не хотят или не могут покинуть город из-за отсутствия денег, транспорта и из-за страха перед солдатами украинской армии.
В среду, 11 июня, в центре Славянска пенсионерка Валентина Васильевна выносила битое стекло и сломанную мебель из своей квартиры, куда ранее на этой неделе попал снаряд — это случилось поздним вечером, когда она и ее сын уже лежали в постели. «Слава богу, наши кровати находятся за стеной, и нас не убило, — сказала она. — Я уже пережила великую войну, теперь мы переживаем еще одну».
Пока остается неясным, был ли этот снаряд выпущен украинской армией или ополченцами, хотя правительственные войска имеют в своем распоряжении гораздо больше артиллерийских орудий. Командир правительственного КПП на выезде из Славянска, который предпочел назвать только свое имя — Михаил, сказал, что ополченцы стреляют из дальнобойного оружия из жилых зданий. Между тем, один из ополченцев по имени Юра сказал, что правительственные войска «стреляют по мирным жителям».
Гаубичные снаряды, бомбы и ракеты уже повредили множество зданий в Славянске и близлежащих городах. Многоквартирный дом на улице Ленина был признан непригодным для жилья после того, как в него попали три снаряда, и, по словам его жителей, в результате этих ударов погибли несколько человек. Анатолий Жулий сказал, что он собирается жить со своей дочерью на окраине города. На вопрос о том, как он может жить в городе, который ежедневно подвергается обстрелу, он ответил: «Если вам суждено быть повешенным, вы не утонете».
Леонид Козменко, один из тех, кто до сих пор живет в этом разрушенном доме, сказал, что он не может оттуда уехать. «Нам понадобятся деньги, — сказал он. — Но у нас ничего нет».