Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Ку-ку, мой мальчик!" Почему все дети любят эту игру?

© Фото : Fotolia, miolanasvetlanaРодители с ребенком
Родители с ребенком
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вы закрываете лицо руками, а потом медленно отводите одну руку и выглядываете как из-за забора. Ку-ку! Малыш смеется, и вы смеетесь в ответ. И повторяете это снова и снова. Эта игра популярна во всем мире — для нее не существует культурных и языковых барьеров. Почему? Вероятно, потому, что она является мощным инструментом обучения и вхождения в жизнь, считает постоянный автор BBC Future.

Эта игра популярна во всем мире — для нее не существует культурных и языковых барьеров. Почему? Вероятно, потому, что она является мощным инструментом обучения и вхождения в жизнь, считает постоянный автор BBC Future.

Вы закрываете лицо руками, а потом медленно отводите одну руку и выглядываете как из-за забора. Ку-ку! Малыш смеется, и вы смеетесь в ответ. И повторяете это снова и снова.

Игра в «ку-ку» не устаревает и не выходит из моды. Моя малолетняя дочь может играть в нее часами, и я сам играл, когда был малышом («Ты много смеялся!» — вспоминает моя мать), играет поколение за поколением. Младенцы отличаются друг от друга личностными качествами и набором генов, мы рождаемся и растем в самых разных обстоятельствах. Почему же дети во всем мире так любят одну и ту же игру?

Маленькие дети не читают книг, и их круг общения довольно ограничен. Поэтому удивительная распространенность и популярность игры в «ку-ку», пожалуй, говорит о том, что она связана с некими фундаментальными процессами человеческого мышления. Это не просто забава — изучая ее, мы лучше понимаем, как устроен разум взрослого человека.

Начав заниматься этим вопросом, исследователи для начала предположили, что дети любят играть в «ку-ку», потому что они каждый раз удивляются, когда исчезнувшие предметы (или лицо самого близкого человека) вновь появляются в поле зрения. Для взрослого вроде бы ничего смешного в этом нет, но надо помнить, что маленький ребенок не воспринимает многие вещи как само собой разумеющееся. Новорожденный ничего не понимает в окружающем мире — и лишь постепенно учится разбираться в том, что происходит вокруг. Взрослый знает, что если слышен голос человека, то и он сам где-то неподалеку, а закатившийся за диван мяч не исчезает бесследно. Но давайте подумаем, как у нас сформировалось знание о таких вещах. 

Швейцарский психолог Жан Пиаже назвал этот принцип «постоянством объектов» и заключил, что дети постигают его в течение первых двух лет жизни. И как раз в этом возрасте они особенно любят «ку-ку». Если взглянуть на игру с этой точки зрения, то становится понятно, что это не пустое развлечение, а способ осознать один из важнейших принципов мироустройства: то, что объекты могут существовать и тогда, когда мы не видим их.

Возможно, в результате эволюции наши дети получили «встроенную»! склонность к игре в «ку-ку» в первую очередь потому, что она полезна для развития мышления. Но мне кажется, что причины ее популярности этим не ограничиваются.

 

Сюрприз!

 

Главный принцип этой игры такой же, как и у хороших шуток — сюрприз должен быть до какой-то степени ожидаемым. Исследователи Джерод Пэррот и Генри Глейтман продемонстрировали это в серии забавных опытов с участием шести-, семи- и восьмимесячных младенцев. С детьми играли в основном в традиционное «ку-ку», но иногда спрятавшийся взрослый появлялся в другом месте, или же вместо него появлялся другой человек. Видеозаписи этих игр потом показали независимым наблюдателям, которые оценивали, насколько весело было малышам.

Оказалось, что в ходе «обманных раундов», когда элемент сюрприза был повышен, дети улыбались и смеялись меньше. К тому же, разница в восприятии традиционного и обманного «ку-ку» становилась более выраженной с возрастом (восьмимесячным испытуемым «обманки» нравились меньше). Ученые заключили, что важный элемент этой игры — предсказуемость результата. Подрастая, ребенок становится способен все лучше предугадывать исход, и когда происходит нечто неожиданное, младенцу уже не так смешно.

Еще один секрет популярности «ку-ку» в том, что, как ни странно, эта игра разнообразна. Малыш растет, и воспитатель видоизменяет игру в соответствии с развитием — взрослый и ребенок играют во все новые ее разновидности. Для начала взрослый просто сообщает о своем приближении голосом, а потом входит в ближайшее поле зрения малыша, позднее карапузам нравится смотреть, как взрослый прячется и появляется вновь, а после года многие дети уже сами готовы играть в прятки. 

Эта игра продолжает радовать ребенка — в ней легко соблюдается баланс между получением знаний о мире, контролем и сюрпризом. А нам, взрослым, так нравится детский смех, что мы и сами рады поиграть. Ку-ку!