На фоне гражданской войны в Сирии мы стали часто сталкиваться с понятием «иностранный боевик». Оно используется для обозначения лиц, которые из разных частей мира отправляются на «джихад» в Сирию и Ирак.
Между тем, множество споров вызывает вопрос: а охватывает ли это понятие всех турецких граждан, покидающих Турцию, чтобы воевать?
Когда исчезает смысл политической границы
Граница Турции и Сирии, протяженность которой составляет 950 киллометров, укреплена минными полями и оградами с колючей проволокой. Но этих препятствий не хватает для того, чтобы создать барьер для разного рода идентичностей — исторических, географических, экономических, культурных, этнических, мазхабных, идеологических. В результате смысл политической границы исчезает, а потенциал страны стать частью хаоса возрастает.
Турция продолжает экспорт широкого ассортимента «боевиков» в Сирию и Ирак. Если потратить немного времени, то в открытых ресурсах, прежде всего в интернете, можно найти интересную информацию и создать богатую базу разного рода данных: от воспоминаний «боевиков» до их объявления «шахидами» (принявшие мученическую смерть верующие, сражавшиеся на войне во имя Аллаха — прим. пер.), от теоретических дискуссий до практических рекомендаций.
Турция экспортирует не только «суннитских боевиков». Боевики действуют по этническим, мазхабным или разнородным мотивам.
Если начать анализировать эту ситуацию с курдов, то возникает весьма поучительная картина. Идеологический раскол внутри курдов, имеющих гражданство Турции, отражается и на экспорте боевиков.
Самое активное освещение в СМИ получило пополнение рядов сирийской курдской националистической партии «Демократический союз», связанной с Рабочей партией Курдистана (РПК). Значительное количество курдов — граждан Турции — пересекли границу и направились (направляется) воевать в Сирию.
Среди турецких граждан курдского происхождения достаточно активны и те, кто нацелен воевать в рядах таких салафитских групп, как «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), и таких организаций на стороне «Братьев-мусульман», как «Фронт ан-Нусра». Более того, есть исламистские группы, которые поддерживают, защищают Асада, а негласно — Иран. Этот раскол можно наблюдать в ходе пропагандистских войн, которые со всей интенсивностью продолжаются в виртуальном мире.
В контексте проблемы иностранных боевиков следует рассматривать и другую группу турецких граждан — алавитов (нусайритов) (последователи алавизма, ответвления шиитского направления ислама — прим.пер.) арабского происхождения. Не секрет, что все, кто входит в эту группу, симпатизируют Асаду и поддерживают силы режима. Даже незамысловатый поиск дает возможность понять, что некоторые из них участвуют в гражданской войне в Сирии.
Третья группа — граждане турецкого и иного происхождения. Если одна часть суннитов предпочитает ИГИЛ и «Фронт ан-Нусра», то другая является более умеренной и входит в вооруженные группы сирийских туркмен. При этом алавиты не арабского, а турецкого происхождения идут по несколько другому пути.
Отказаться от привычки
Поскольку Турция сфокусировала все свое внимание на предстоящих президентских выборах, ее мало интересуют подобные вопросы. Однако исторический опыт наглядно показывает: если граждане какой-либо страны по ту сторону границы, причем на территориях, где отсутствует суверенная политическая власть, ведут бой за идеологию, в которую они верят так, что готовы отдать свои жизни, это означает, что уже в среднесрочной перспективе нас ждут большие проблемы.
Став еще более радикальными, эти люди однажды вернутся. В то время как война отдалит их от реальности, применение силы приобретет в их мышлении легитимность. Они имеют доступ к оружию и взрывчатым веществам, которыми владеют в Сирии и Ираке, или узнают, как можно получить такой доступ. В силу приобретенного ими опыта и веры они всегда будут пребывать в поисках «священной» цели.
Будучи включенными в сети, созданные, чтобы воевать, воспитанные на религиозных и этнических ценностях, эти люди, вернувшись в Турцию, пожелают на наших территориях продолжать вести войну — единственное, что они умеют делать.