В течение года, с 2013 по ноябрь 2014, в девяти странах Латинской Америки (а это половина государств континента) прошли или пройдут президентские выборы. В шести странах они уже состоялись: это четыре центральноамериканские республики (Гондурас, Сальвадор, Коста-Рика и Панама), а также в Чили и Колумбии. В оставшихся трех — Бразилии, Уругвае и Боливии — они запланированы на октябрь.
Большинство выборов прошли или пройдут, в соответствии с данными социологических опросов, в обстановке напряженной борьбы между кандидатами. До настоящего времени партия власти победила только в двух странах: Сальвадоре и Колумбии. В четырех остальных победили кандидаты от оппозиции. Тем не менее, в трех странах, где выборы еще только состоятся, правящие партии лидируют в опросах общественного мнения. Таким образом, победы представителей оппозиции могли прийти к своему концу. Президенту Бразилии Дилме Русеф предстоит тяжелейшее политическое сражение.
В этом смысле политическая обстановка на континенте как будто бы слегка развернулась влево. Самые сильные консервативные партии — в Чили и Эквадоре — потерпели серьезное поражение. Лишь в трех небольших странах сейчас у власти президенты явно консервативного толка: в Панаме, Парагвае и Гондурасе. Одиннадцать из 15 остальных правительств могут быть отнесены к левым или левоцентристским, а четыре — в Колумбии, Доминиканской республике, Мексике и Гватемале — к чисто центристским. До тех пор пока будут вноситься изменения в политический курс и методы управления экономикой, не следует ожидать коренных политических перемен. В Латинской Америке смена президента и правящей партии необязательно влечет за собой серьезные изменения в политике и экономике.
Выборы этого года, в частности, свидетельствуют о том, что, когда в Латинской Америке бывшие или действующие президенты идут на переизбрание, они редко терпят поражение. Так, бывшая президент Чили Мишель Бачелет одержала убедительную победу. Президент Колумбии Хуан Мануэль Сантос, которого чуть не сместили, все-таки сумел сохранить свой пост. Еще в трех странах выборы состоятся в конце года, и, согласно результатам опросов общественного мнения, наибольшей поддержкой пользуются бывший президент Табаре Васкес и два действующих — Дилма Русф и Эво Моралес.
За время, прошедшее с начала года, лишь одному аутсайдеру удалось выиграть выборы. Это Луис Гильермо Солис ( Luis Guillermo Solís) из коста-риканской партии «Гражданское действие». Фактически каждый из основных кандидатов на девяти состоявшихся выборах был высокопоставленным должностным лицом, видным деятелем политической партии, или человеком, имеющим отношение или приближенным к президенту или бывшему президенту. В Уругвае, например, кандидатами являются бывший президент и дети двух бывших президентов.
Как ни странно, ни один из результатов выборов не был опротестован. Хотя заявления о нарушениях делались довольно часто, ни в одной стране победа кандидата не вызвала серьезных политических волнений, несмотря на то, что разница в набранных голосах в ряде случаев была весьма незначительной.
Колумбия. Самые значительные выборы состоялись в Колумбии, где действующий президент Хуан Мануэль Сантос в итоге одержал победу над выдвиженцем бывшего президента Урибе — Оскаром Сулуага-, который в первом туре набрал больше голосов, чем Сантос. Победа далась Сантосу с большим трудом, поскольку приверженцы Урибе, все еще пользующегося популярностью, предпринимали отчаянные усилия по смещению Сантоса со своего поста и срыву мирных переговоров, которые правительство ведет с повстанческой группировкой «Революционные вооруженные силы Колумбии» (FARC). Благодаря договоренностям, уже достигнутым по трем из пяти самых острых пунктов повестки дня, вырисовываются хорошие перспективы для подписания соглашения, которое положит конец почти пятидесятилетнему внутреннему конфликту в стране.
Победа Сулуаги почти наверняка почти наверняка привела бы к росту напряженности с Венесуэлой и другими сопредельными с Колумбией странами, поддерживающими мирный процесс и не доверяющими Урибе. Тем не менее, бывший президент, у которого по-прежнему есть влиятельные и верные последователи в Колумбии, продолжит оказывать значительное политическое влияние в качестве сенатора, возглавляющего широкий оппозиционный блок. Президент Сантос вступает в свой второй президентский срок, обладая в Конгрессе гораздо меньшей поддержкой, чем четыре года назад.
Коста-Рика. Самый крупный сюрприз при выборах президента преподнесла Коста-Рика. Хотя сюрприз этот можно было предугадать. Луис Гильермо Солис (Luis Guillermo Solís) был неизвестным политиком, представлявшим относительно новую левоцентристскую партию, выдвигавшую кандидата в президенты в третий раз. Он легко обошел фаворита из партии бывшего президента Оскара Ариаса, в прошлом мэра Сан-Хосе, столицы Коста-Рики. Избрание Солиса стало явным сигналом к переменам в Коста-Рике, хотя показатели экономического развития страны одни из лучших в Латинской Америке.
Костариканцев не устраивали ни их традиционные политики, ни политические институты, маловосприимчивые к насущным проблемам. Они лишь хотели перемен, но отнюдь не потрясений или смены курса.
И Солис пообещал именно это. Будучи прагматичным лидером, он выступил за повышение темпов роста с помощью иностранных инвестиций и классической экономической политики, уделяя при этом больше внимания борьбе с бедностью, неравенством и коррупцией. Ничего из ряда вон выходящего. Главная проблема для него заключается в утверждении его программы Конгрессом, где он контролирует меньшинство мест, а также в поддержании дисциплины внутри своей партии, очень разнородной и зачастую неуправляемой.
Сальвадор. В Сальвадоре Фронт освобождения имени Фарабундо Марти выиграл свои вторые президентские выборы, вновь потеснив традиционную правую партий ARENA, в течение долгих лет правившую страной. На этот раз одержал победу на выборах бывший партизанский командир Санчес Серен (Sánchez Cerén), а не умеренный союзника Фронта, как его предшественник Маурисио Фунес (Mauricio Funes). Хотя американские консерваторы стали высказывать настороженность в связи с «явно левыми» наклонностями Санчеса Серена, он, похоже, намерен поддерживать традиционно хорошие отношения между Сальвадором и США.
Вскоре он совершил поездку в США, где встретился с госсекретарем Джоном Керри. Это произошло незадолго до его вступления в должность. Санчес Серен и его соратники из Фронта отдают себе полный отчет в важности отношений с Вашингтоном, учитывая то, что большое количество сальвадорцев проживает в США и направляет денежные переводы своим родственникам, а также значительную помощь, предоставляемую США на нужды безопасности и развития. Но Санчес Серен также заявил о своем намерении укрепить связи с Венесуэлой, что Вашингтон приветствовать не будет.
Гондурас. Ни для кого не стало неожиданностью то, что жители этой страны избрали президентом консервативного политика и бизнесмена, чтобы не дать победить на выборах жене бывшего левого президента Мануэля Селайи, которую рассматривали в качестве заместителя своего мужа. Гондурас продолжает оставаться одной из самых бедных и опасных стран Латинской Америки с одним из высоких в мире уровней убийств. Вашингтон пользуется здесь большим влиянием, так что в обозримом будущем не стоит ожидать сколько-нибудь серьезных перемен.
Панама. Президент Панамы Мартинелли, который, в соответствии с Конституцией, может избираться только на один срок, попытался удержаться у власти, выдвинув ближайшего соратника кандидатом в президенты от своей партии, а жену — кандидатом в вице-президенты. Несмотря на впечатляющие показатели экономического роста Панамы (самые высокие в Латинской Америке) и завершению работ по расширению Панамского канала во время президентства Мартинелли, его выдвиженец проиграл выборы вице-президенту страны Хуану Карлосу Вареле.
В начале правления Мартинелли его пути с Варелой разошлись и они стали политическими противниками. Большинство панамцев поняли, что Мартинелли был коррумпированным и авторитарным президентом, которого мало интересуют демократические принципы и институты. Главной задачей Варелы, избранного новым президентом, станет удержание высоких темпов экономического роста последних лет. Необходимо также будет также предпринять меры по сокращению бедности населения и восстановить доверие к государственным учреждениям Панамы. Задача не из простых, учитывая то, что большинство мест в парламенте принадлежит партии Мартинелли.
Чили. Убедительная победа бывшего президента Мишель Бачелет была предсказуемой, особенно после того как первая кандидатура Национального альянса вышла из предвыборной гонки по состоянию здоровья, а вместо нее была выдвинута относительно слабая кандидатура Эвелин Маттеи (Evelyn Matthei). Несмотря на значительный экономический рост при консервативном правительстве Себастьяна Пиньеры, не было особой возможности победить Бачелет, которая оставила свой пост четыре года тому назад, войдя в историю как одна из самых популярных чилийских президентов. Правда, Бачелет может столкнуться с трудностями при выполнении надежд, которые возлагали на нее избиратели. Самой трудной задачей станет реформа системы образования, подвергающаяся сильной критике и вызвавшая целую волну массовых студенческих протестов в стране.
Бачелет обязалась улучшить качество образования и превратить его в движущую силу на пути достижения равенства и социальной активности общества. Среди других обещаний следует упомянуть увеличение налогов на коммерческие организации (прежде всего для финансирования инициатив в области образования) и начать долгожданные политические и юридические реформы. В области внешней политики тоже необходимо провести определенные преобразования, прежде всего, восстановить отношения с Бразилией и развивать сотрудничество во все более разделенной Латинской Америке. В то же время, ожидается, что вновь избранная президент сумеет удержать поступательное экономическое развитие Чили.
Выборы в трех оставшихся странах — Боливии, Бразилии и Уругвае — запланированы на октябрь. Свои кандидатуры выдвинули два действующих и один бывший президент. Они же и лидируют в опросах общественного мнения.
Боливия. Президент-индеец Эво Моралес, находящийся у власти с 2006 года, почти наверняка будет переизбран на третий срок. Хотя новая Конституция Боливии ограничивает пребывание в должности президента двумя сроками, Моралесу разрешено выдвинуть свою кандидатуру, поскольку его первое избрание произошло до принятия Основополагающего закона. Несмотря на снижение поддержки со стороны населения за время, прошедшее после последней избирательной кампании, у Моралеса нет серьезного соперника в нынешней президентской гонке. Можно с уверенностью утверждать, что он будет переизбран, а в политическом курсе значительных перемен не произойдет. Весьма вероятно, что в стране и дальше будет сохраняться диаметрально противоположные политические взгляды, а сама она будет ближайшим союзником Венесуэлы и Эквадора. Возможны небольшие улучшения в ее непростых отношениях с США. Согласно прогнозам, в экономике будут проведены разумные корректировки.
Уругвай. Как и Мишель Бачелет, бывший уругвайский президент Табаре Васкес повторно выдвинет свою кандидатуру после того, как в соответствии с конституционным законодательством, оставил пост четыре года тому назад. Васкес пользовался популярностью и уважением и в настоящее время идет впереди двух своих главных соперников, но о его гарантированном переизбрании говорить еще рано. Кандидат от Национальной партии Луис Альберто Лакалье Поу (сын бывшего президента Луиса Альберто Лакалье) может стать привлекательной кандидатурой, особенно во главе Широкого Фронта, чьи представители занимали президентское кресло уже в течение двух сроков. Руководство Фронта, между тем, постарело, а Лакалье является ярким представителем нового поколения. Несомненно, Широкий Фронт добился значительных успехов в управлении страной. Под руководством нынешнего вице-президента и бывшего министра финансов Данило Астори дела в уругвайской экономике шли исключительно хорошо. Следует также отметить, что в стране сейчас самое прогрессивное социальное законодательство в Латинской Америке. Именно при нынешнем президенте Хосе Мухика были узаконены аборты, однополые браки и употребление марихуаны, хотя данные инициативы и не пользуются абсолютной популярностью в стране.
Бразилия. Учитывая размеры этой страны, а также ее влияние в мире и на континенте, выборы в Бразилии представляются наиболее резонансными из всех, что состоялись в этом году в Латинской Америке, хотя президентская гонка в Колумбии также выглядела достаточно впечатляюще. Будучи преемницей, которую выдвинул Луис Инасио Лула да Силва, самый популярный в стране политик, ныне действующая президент Дилма Руссеф одержала победу на выборах относительно легко.
Руссеф вступила в должность в январе 2011 года, практически на пике стремительного взлета Бразилии. Несмотря на замедление темпов экономического роста с самого начала ее президентства, она продолжает пользоваться популярностью благодаря поступательному развитию страны, низкому уровню безработицы и постоянной поддержке своего предшественника. Тем не менее, в июне 2013 года по всей стране прокатилась волна массовых народных выступлений, чьи участники требовали реформы сферы коммунальных услуг, а также выступали против неоправданных и зачастую нецелевых расходов государственных средств.
Рейтинг популярности президента быстро снизился с более чем 60% до порядка 30% в настоящее время. Тем не менее, она все еще опережает всех остальных кандидатов и, благодаря поддержке Лулы да Силвы, продолжает иметь наибольшие шансы на переизбрание в октябре нынешнего года. Во время возможного второго президентского срока Руссеф могут подстерегать самые разные неожиданности, в частности, рост инфляции или безработицы, длительная нехватка электроэнергии, неконтролируемые уличные протесты, повторение политических скандалов, подобных недавно произошедшим, а также проблемы с обеспечением безопасности и другие серьезные сбои во время проведения Олимпийских игр 2016 года.
Если позиции Руссеф ослабнут, то вероятным победителем на выборах может стать Аэсио Невеш, кандидат от Социал-демократической партии Бразилии (PSDB) президента Фернандо Энрике Кардозо. В случае, если это произойдет, то почти наверняка следует ожидать изменений в политическом курсе, хотя сейчас трудно предсказать, до какой степени резкими они будут. В изменяющейся Бразилии медленная эволюция политических институтов и ее закосневшая бюрократия стоят на пути быстрых и решительных перемен. И все же нельзя исключать разворота в сторону более открытой экономики, вмешательство государства в управление которой будет значительно меньшим, хотя вопросы уменьшения бедности и устойчивого социального развития никто с повестки дня снимать не намерен. Во внешней политике Бразилия в значительной степени продолжит проводить независимую линию, хотя и может попытаться установить более тесные отношения с США и занять более жесткую позицию по отношению к Венесуэле и ее союзникам в Латинской Америке.
Кто бы ни одержал победу в октябре на выборах в Бразилии, ему придется столкнуться с долгосрочными структурными дефицитами, которые стали очевидны даже непредвзятому наблюдателю: неэффективная судебная система; изношенная инфраструктура; разбазаривание денежных средств, регрессивное налогообложение; низкий уровень образования; бесчисленные препятствия для бизнеса, инвестиций и инноваций. С этими задачами не могли справиться даже наиболее успешные президенты Бразилии.
Автор — заслуженный председатель Межамериканского диалога, главного аналитического центра событий в Западном полушарии. В газете Christian Science Monitor ведет ежемесячную колонку об отношениях США и Латинской Америки. Зачастую печатается в других политических изданиях. Сотрудничает в качестве советника со Всемирным банком, Межамериканским банком развития, журналом Foreign Affairs на испанском языке, корпорацией Intellibridge, Международным центром исследований по женским вопросам, Фондом Карнеги за международный мир и правозащитной организацией Human Rights Watch.