Запад пытается договориться о более жестких санкциях против России. Американцы не хотят действовать в одностороннем порядке и стремятся заручиться поддержкой ЕС. Прежде всего нужно получить одобрение со стороны Германии и Франции, после чего с Великобританией проблем, вероятно, уже не будет.
Однако «Старая Европа» не горит желанием серьезно портить отношения с Москвой, особенно когда речь идет о ее экономических интересах. Зачастую складывается впечатление, что в немецкой и французской политико-экономической элите есть группы, которые сознательно разрушают трансатлантическое единство, прямо/косвенно усиливая позиции Кремля в Европе.
Новость о том, что американские спецслужбы прослушивали телефон канцлера А. Меркель, охладила отношения Берлина и Вашингтона. Агрессия России против Украины их вновь сблизила, хотя, судя по всему, не все в Германии были этим довольны.
2 мая во время официального визита А. Меркель в США лидеры государств договорились ужесточить санкции против Москвы, если она сорвет президентские выборы на Украине. А 4 мая немецкая Bild написала об агентах ЦРУ и ФБР, которые якобы помогают Киеву разрешить кризис на востоке страны. 11 мая уже Spiegel сообщил, что на Украине воюют американские наемники из частных военных компаний, тесно связанных с правительством США.
Являются ли эти публикации, из которых следует, что Вашингтон прямо и косвенно вмешивается в украинские дела, простым совпадением? А сейчас еще один скандал, в ходе которого выяснилось, что сотрудник немецкой разведки работал на Америку и передал ей несколько сотен секретных документов за каких-то 25 тысяч евро.
В ответ А. Меркель заявила, что, если все подтвердится, это будет противоречить принципам партнерства между союзниками. Также, как написала та же Bild, резиденту ЦРУ в американском посольстве в Берлине было приказано покинуть Германию, а контакты немецкой разведки с коллегами из США по приказу канцлера были сведены к минимуму.
Президент России Владимир Путин в этой ситуации должен прыгать от радости. И тут снова интересное совпадение: как сообщила все та же «Bild», американский шпион был арестован при попытке договориться о сотрудничестве с российским консульством в Мюнхене. Уж не с подачи ли Москвы немцы раскрыли агента США?
Таким образом, создается впечатление, что кому-то в Германии больше нравится дружба с Кремлем, чем с Америкой, и этот лагерь пытается убедить А. Меркель в том, что Вашингтон это зло, а «Южный поток» (как и «Северный») – благодать.
Впрочем, разные настроения и предпочтения имеют место не только в Берлине. Президент Франции Ф. Олланд очень хотел военной операции против Сирии, что противоречило интересам России. Сегодня же он вместе с А. Меркель призывает Киев и Москву сесть за стол переговоров на Украине (что в первую очередь выгодно сепаратистам, а значит – и Кремлю). Больше того, когда встал вопрос об исполнении контракта по продаже России вертолетоносцев Mistral, и Москва пригрозила санкциями в случае его срыва, Париж решил выполнить свои обязательства. Б. Обама лично призывал Ф. Олланда передумать, так как это ненормально, когда вы с одной стороны осуждаете российскую агрессию на Украине, а с другой – собственноручно вооружаете агрессора современным оружием, т.е. показываете дурной пример союзникам, которые начинают думать, что в один прекрасный день они тоже могут быть преданы.
Но Париж не передумал. Тогда с проблемами столкнулся известный французский банк BNP Paribas, который был вынужден выплатить США девятимиллиардную компенсацию за нарушение режима санкций в отношении Судана, Кубы и Ирана. В. Путин эту ситуацию оценил так: «Мы знаем о давлении, которое наши американские партнеры оказывают на Францию с целью не поставлять Mistral в Россию. Мы знаем даже о том, что намекали на то, что если французы не поставят «Мистрали», то и с банков потихонечку снимут санкции, во всяком случае их сильно минимизируют. Что это такое, если не шантаж? Разве так можно работать на международной арене?»
Ответ: шантаж, и так можно работать на международной арене, поскольку такова международная политика, а Россия в последнее время ведет себя в ней еще более нахально. Но важнее то, что В. Путин с огромным удовольствием говорил о сделке по «Мистралям», зная решение Франции не подчиниться воле США.
И еще. Уважаемой фигурой в Москве стала лидер «Национального фронта» Франции Марин Ле Пен, которая поддерживает действия России на Украине и по сути защищает ее интересы в Европарламенте. Это позволило The Washington Post в статье «Не только на Украине: друзья Путина в Европе набирают силу» зафиксировать интересную тенденцию: «Подъем популизма и евроскептицизма, являясь тревожной новостью для европейского истеблишмента, порадует, по меньшей мере, одного мирового лидера – российского президента Владимира Путина. По мере развития украинского кризиса США и Евросоюз ввели санкции в отношении Москвы, однако достаточно много европейских ультраправых лидеров и политиков-евроскептиков встали на защиту Путина».
Получается, «Старая Европа» собственными руками разрушает основы европейского и трансатлантического единства, ставя экономические интересы выше цивилизационных, а В. Путин с улыбкой протягивает ей намыленную веревку и подставляет табуреточку. Может пора очнуться?