Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

НАТО вынуждена увеличить расходы

© East News / AP Photo/Mindaugas KulbisСолдаты НАТО прибыли на военную базу в Литве
Солдаты НАТО прибыли на военную базу в Литве
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Эскалация кризиса на Украине выдвигает на первый план ключевую проблему, стоящую перед странами-членами НАТО, представители которых соберутся на следующей неделе на саммит в Уэльсе: сможет ли агрессия России заставить членов этого альянса увеличить расходы на оборону? Ожидается, что эта проблема вызовет самые горячие дискуссии на саммите.

Противостояние Украины и Москвы обострилось, когда в пятницу, 29 августа, президент России Владимир Путин выступил с резкой критикой в адрес Киева и его союзников, уклонившись от ответа на обвинения в том, что его войска продвигаются вглубь украинской территории и оказывают помощь сепаратистам.

Надежды на дипломатическое решение конфликта, которые уже выглядят довольно призрачно, рассеялись еще больше, когда г-н Путин обвинил Украину и ее западных союзников в том, что для них мирные переговоры являются всего лишь дымовой завесой, позволяющей Киеву продолжать наступление на ополченцев на востоке Украины.

Европейские лидеры, по всей видимости, готовы ввести новые санкции против России уже в эти выходные, а правительство Украины предложило аннулировать закон, запрещающий ей становиться членом военных блоков и претендовать на членство в Организации Североатлантического договора — то есть шаги, которые Россия считает угрозой для своих интересов.

Эскалация этого кризиса выдвигает на первый план ключевую проблему, с которой в настоящее время сталкиваются члены НАТО, представители которых соберутся на следующей неделе на двухдневный саммит: сможет ли агрессия России заставить членов этого альянса увеличить расходы на оборону?

«Если страна считает членство в альянсе своего рода пожизненным полисом страхования безопасности, — говорит Дуглас Льют (Douglas Lute), посол США в НАТО, — ей придется платить за такую пожизненную страховку».

Американцы уже давно жалуются на то, что им приходится оплачивать львиную долю счетов за оборону их европейских союзников. На долю США ежегодно приходится примерно 73% общей суммы военных расходов НАТО на оборону, которая составляет около триллиона долларов. Поэтому, учитывая растущую угрозу со стороны России, американские чиновники хотят получить от других членов альянса гарантии того, что те увеличат свои военные расходы.

В пятницу, 29 августа, г-н Путин не стал отдельно комментировать заявления Киева и НАТО о том, что Россия переправляет военнослужащих и технику на территорию Украины — заявления, которые другие российские официальные лица отрицают. Один из высокопоставленных чиновников НАТО заявил в четверг, 28 августа, что на территории Украины на стороне ополченцев в настоящий момент сражаются около тысячи российских военнослужащих. Г-н Путин сказал только то, что нарушения границ военнослужащими происходили с обеих сторон и что это является скорее техническим моментом.

Он подверг Запад резкой критике за то, что тот позволил Киеву продолжить его военную операцию, добавив, что «надо заставить украинские власти предметно начать переговоры» с сепаратистами по вопросу об увеличении степени автономии.

В пятницу, 29 августа, генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен (Anders Fogh Rasmussen) осудил эту «серьезную эскалацию» и отверг то, что он назвал «пустыми опровержениями» Москвы.

По словам лидеров стран Евросоюза, они рассмотрят возможность введения новых санкций против России на встрече в Брюсселе, намеченной на субботу, 30 августа. Председатель Европейской комиссии Жосе Мануэл Баррозу провел переговоры с г-ном Путиным в пятницу. «Председатель Баррозу призвал президента Путина свернуть с нынешнего пути, сделав акцент на том, что довольно трудно продолжать выступать в поддержку мирного решения на фоне непрекращающейся эскалации конфликта», — говорится в официальном заявлении представителей Евросоюза.

Кроме того, в пятницу, 29 августа, на Украине начались дискуссии по вопросу о возможном вступлении в НАТО после прозвучавшего предложения отменить закон, запрещающий ей вступать в военные альянсы. Представители НАТО заявили, что они будут уважать любое решение Украины, однако, вероятнее всего, процесс вступления Украины в НАТО займет несколько лет.

На саммит НАТО, который состоится 4 и 5 сентября в Уэльсе, приедут президент США Барак Обама и лидеры 27 стран-членов блока. В ходе саммита будут обсуждаться стратегии альянса на Украине, в Афганистане и других горячих точках. На финальном заседании будет обсуждаться соглашение об увеличении военных расходов. По словам одного высокопоставленного дипломата НАТО, вопрос о том, чего именно это потребует от стран-членов, вероятнее всего, вызовет самые горячие дискуссии.

Этот саммит должен был стать ключевым еще до начала конфликта между Украиной и Россией в этом году. Альянс, основанный в 1949 году, потратил 40 лет на противостояние Советскому Союзу, угрожавшему ввести свои танки на территорию Западной Европы. С момента окончания холодной войны, НАТО принял участие в конфликтах на Балканах и в Афганистане. В прошлом году, когда миссия НАТО в Афганистане подошла к концу, а Россия казалась другом, члены НАТО пытались пересмотреть цели и задачи этого альянса. Однако г-н Путин положил конец этому процессу переоценки. Предстоящий саммит, вероятнее всего, ознаменует собой начало третьей фазы НАТО, подразумевающей возвращение к задаче защиты Европы, а также окончательное превращение России из партнера в потенциального противника.

«Это один из четырех или пяти ключевых моментов в истории альянса, — считает Николас Бернс (Nicholas Burns), посол США в НАТО с 2001 по 2005 год. — Путин провел передел Европы».

Западные военные лидеры были застигнуты врасплох, когда в течение 72 часов Россия выдвинула мощную военную силу и использовала ее, чтобы войти в Крым. Между тем, на переброску Сил первоочередного задействования НАТО — к которым прибегли лишь однажды, после землетрясения в Пакистане — потребуется около 30 дней. «Многие признают, что такая ситуация больше неприемлема», - отметил один высокопоставленный западный дипломат.

В ходе саммита лидеры НАТО планируют одобрить создание сил более быстрого реагирования. Альянс также планирует разместить постоянный командный блок на востоке Европы, вероятнее всего в польском городе Щецин. Ожидается, что страны НАТО будут проводить военные учения в районах, расположенных вблизи российской границы. План заключается в том, чтобы войска НАТО были готовы к тому, что Россия снова захочет собрать силы вторжения численностью в 40 тысяч военнослужащих.

«Армия перешла международно признанную границу и аннексировала часть территории суверенного государства с применением силы, — сказал генерал Филип Бридлав (Philip Breedlove), командующий Объединенными силами НАТО в Европе, во время своего интервью. — В будущем мы должны иметь возможность ответить на подобные шаги».

Польша и другие союзники, расположенные в непосредственной близости от России, хотят, чтобы на их территории были созданы новые военные базы НАТО. Однако большинство членов НАТО считают, что усовершенствованный «план обеспечения готовности» должен быть менее агрессивным и более гибким.

Более жесткий ответ на действия России потребует увеличения расходов, а это довольно болезненная тема для многих государств. 28 стран-членов НАТО согласились тратить 2% своего ВВП на оборону. Но только США, Соединенное Королевство, Эстония и Греция выполняют это обязательство. С момента начала украинского кризиса еще семь стран-членов приняли решение выполнять это обязательство, однако некоторым государствам потребуется несколько лет, чтобы достичь такого уровня.

Члены НАТО совместно оплачивают лишь несколько статей расходов — таких как штаб-квартира в Брюсселе и ряд агентств и командных центров — что ежегодно обходится им в 3 миллиарда долларов. США озабочены тем, сколько 28 стран-членов тратят на их всеобщую оборону, потому что эта цифра отражает то финансовое бремя, которое каждый член несет за защиту альянса и его интересов.

В течение многих лет европейцы объясняли свою бережливость тяжелой экономической ситуацией и отсутствием конфликтов в регионе. Но теперь, когда их экономики встали на путь восстановления, а их безопасность подвергается угрозе, у США появилась возможность настоять на своем.

«Европе предстоит проделать огромную работу, чтобы защитить свой тыл, — считает республиканец Джим Купер (Jim Cooper), член Комиссии Палаты представителей по делам вооруженных сил. — Очень легко уклоняться от ответственности, когда есть возможность переложить все мировые проблемы на единственную в мире сверхдержаву, на США».

Однако, как добавил г-н Купер, «меня поражало то, сколько послов из стран НАТО посчитали необходимым извиниться» за выделение недостаточного количества средств на оборону во время недавней встречи в Вашингтоне. «Наступление на Украину напугало практически все европейские страны».

За последние пять лет Россия увеличила свои военные расходы на 50%, тогда как члены НАТО за тот же период времени сократили их на 20%. «В данном случае речь идет об очевидном дисбалансе», — заявил генеральный секретарь Расмуссен.

США приводят в качестве примера Германию, которая по сумме вклада в бюджет НАТО занимает второе место после США. Будучи экономическим и политическим двигателем Европы, Германия в 2013 году потратила на оборону 1,3% своего ВВП — в сравнении с 4,4%, которые на оборону потратили США.

«Германия — это вторая страна в альянсе по численности населения и по объему экономики, — объяснил г-н Бернс. — Кроме того, она является ключевым членом альянса из-за своего географического положения. Германия должна постараться не ударить в грязь лицом».

Немецкие чиновники утверждают, что средства, выделяемые на оборону, расходуются на проведение исследований и закупку вооружений. «Вопрос не только в том, сколько денег мы тратим — я говорю о 2% ВВП, но еще и в том, на что мы их тратим», — сказала министр обороны Урсула фон дер Ляйен (Ursula von der Leyen) в своей речи, с которой она недавно выступила в Вашингтоне.

Немецкие лидеры утверждают, что рост ВВП Германии не должен обязывать эту страну постоянно увеличивать свои военные расходы. «Несколько абсурдно привязывать расходы к цифре в 2%», — добавила г-жа фон дер Ляйен. В целом, европейская общественность относится к увеличению военных расходов с меньшим энтузиазмом, чем американская.