После саммита НАТО в Уэльсе, в котором принял участие новоизбранный президент Турции Реджеп Эрдоган, отметивший необходимость «не закрывать каналы диалога с Россией», в турецкой прессе прокатилась волна позитивно окрашенных комментариев в адрес России. Аналитики приветствовали «амбициозный характер политики России в отношении региональных кризисов», предупреждали, что «с путинской Россией ухо нужно держать востро» и сомневались в том, что создание НАТО международных сил быстрого реагирования для защиты союзников от «российской угрозы» способно «напугать» Москву. Обращалось внимание на тот факт, что, вопреки разным подходам по украинскому вопросу, в борьбе с радикальным исламом на Ближнем Востоке интересы России и Запада во многом совпадают, что предоставляет сторонам пространство для определенного взаимодействия. В то же время на фоне новых антироссийских санкций, готовности России к ответным мерам, а также военно-морских учений Украины и НАТО в Черном море СМИ прогнозируют дальнейший рост напряженности в отношениях России и Запада.
Накануне саммита НАТО, на котором присутствовал президент Украины Петр Порошенко, турецкие обозреватели обратили внимание на ужесточение риторики Киева и Запада в адрес России, «несмотря на то, что пришло время, как можно скорее, прекратить огонь на востоке Украины», подчеркнула Sabah (4.09). В частности, после того, как власти Украины обвинили Москву в поддержке пророссийских ополченцев, Киев в лице премьер-министра Арсения Яценюка назвал Россию «государством-террористом» и «государством-агрессором» (Zaman, 4.09), впоследствии сообщив о планах по возведению стены на российско-украинской границе (Milliyet, 4.09). А президент США Барак Обама, который перед встречей НАТО в Уэльсе посетил «другую граничащую с Россией восточноевропейскую страну», Эстонию, заявил, что для прекращения огня на Украине Россия должна остановить финансирование, поставки вооружений и подготовку участников боевых действий на востоке страны (Zaman, 4.09). Но насколько все эти жесткие заявления способны склонить Россию к тому, чтобы перемирие было заключено на устраивающих Запад условиях? (Sabah, 4.09)
Большинство аналитиков были единодушны во мнении, что саммит в Уэльсе прошел в атмосфере, напоминающей годы «холодной войны» и под эгидой противостояния «российской угрозе». Так, отмечали издания, украинский лидер был приглашен на саммит, а Владимир Путин — нет, и это является доказательством того, что НАТО взяла Россию «в прицел» и не поддерживает план мирного урегулирования украинского кризиса (Yeni Mesaj, 5.09). Кроме того, саммит в Уэльсе стал первой после распада СССР встречей НАТО на высшем уровне, которая состоялась в Великобритании, писали газеты (Yeni Mesaj, 5.09). Пресса также не обошла вниманием тот факт, что на общей фотографии участников саммита президент Украины оказался рядом с лидерами прибалтийских государств, «ищущих защиты от российской угрозы», и усмотрела в этом прямой посыл президенту РФ (Milliyet, 5.09).
Как отмечает колумнист Star (6.09), после распада Восточного блока предполагалось, что мир стал однополярным, и Альянс начал поиски новой концепции. Но «благодаря путинской России союзу уже не нужно искать противоборствующий полюс». Хотя из тактических соображений Россия иногда может действовать совместно с Западом, для него она продолжает оставаться «собеседником, с которым ухо нужно держать востро». И украинский кризис — наглядное тому доказательство, подчеркивает аналитик.
По мнению журналиста Akşam (8.09), и украинский кризис, и конфликт в Грузии, а также серия событий, в результате которых Россия «стала играть амбициозную роль в региональной и глобальной политике», напомнив миру о своем статусе сверхдержавы, привели к возникновению атмосферы полного недоверия в отношениях России и НАТО. Не разряжают обстановку и попытки сторон развивать партнерство. В первую очередь это объясняется тем, что Россия никогда не доверяла экспансионизму НАТО, которая пришла на территории «прирожденных» союзников Москвы.
«Российская угроза» придает легитимность военному укреплению Восточной Европы и даже делает его практически неизбежным, полагает автор статьи в Star (5.09), Таким образом, «с помощью России США рассчитывают усилить свое влияние в восточноевропейских странах». Другая цель НАТО — снизить напряженность в украинском кризисе и не допустить военного конфликта с Россией, а для этого Кремль необходимо убедить в том, что Украина сейчас не станет членом Организации, считает журналист. Альянс понимает, что «объявить Россию воюющей стороной на Украине — значит объявить войну Россия — НАТО, при этом альянс желает не войны, а торга с Россией». В частности, США настойчиво стремятся к ослаблению связей России и Европы, взамен Вашингтон, видимо, готов обеспечить жизнеспособность ближневосточных режимов, поддерживаемых Россией. Очевидно, Ближний Восток тоже участвует в торгах, поясняет автор, поскольку, помимо Украины, на саммите НАТО обсуждали и проблему ИГИЛ.
Россия может принять участие в вероятном «крупном торге» относительно создания нового порядка на Ближнем Востоке, и, несмотря на то, что отношения России и НАТО усугубляет украинский вопрос, в борьбе с радикальным исламом интересы западных сил и Москвы в значительной мере совпадают. Для Radikal (9.09) этот факт стал особенно очевидным в связи с появлением видеокадров, на которых организация ИГИЛ угрожает президенту России Владимиру Путину.
Комментируя итоги саммита, пресса акцентировала внимание на двух моментах: решении НАТО о создании международных сил быстрого реагирования и планах по обеспечению постоянного присутствия НАТО в Восточной Европе. Такие намерения Vatan (6.09) поясняет стремлением «защитить Восточную Европу от российской опасности» и считает, что «тревогу в рядах НАТО подняла» информация от La Repubblica, согласно которой в переговорах с главой Еврокомиссии Баррозу Путин заявил: «Если захочу, я возьму Киев за две недели», из-за чего Украина посчитала, что Россия начала против нее войну. Наращивание НАТО своего присутствия вблизи российских границ доставит больше всего удовольствия таким странам, как Польша, Чехия и Украина, полагает Akşam (8.09), но оно вовсе не означает, что Россия с легкостью откажется от преимуществ, которые она приобрела к настоящему моменту.
Хотя газеты пестрили заголовками «НАТО создает передовую группу против России» (Hürriyet, 6.09 http://www.hurriyet.com.tr/dunya/27152392.asp), автор публикации в издании Aydınlık (7.09) выразил сомнение в том, что военный контингент НАТО численностью в 5 тысяч человек действительно может «испугать» Москву, которая в ответ на действия Запада лишила Украину Крыма, а теперь через «восток оставшейся от нее части» угрожает Киеву. Исходя из того, что сейчас альянс НАТО не намерен принимать Киев в свой состав, направлять на Украину своих военнослужащих, а также поставлять в Киев вооружения, обозреватель приходит к выводу: Североатлантический альянс не принял каких-либо решений, которые действительно помешали бы Москве стоять на пути атлантических интересов в украинском и других вопросах.
В то время как НАТО решает создать силы быстрого реагирования, вторая по величине военная сила союза, Турция, не желает присоединяться к этой инициативе, сообщает Hürriyet (6.09). Отметив на саммите в Уэльсе необходимость не закрывать каналы диалога с Россией, Реджеп Эрдоган занял позицию на стороне дипломатических, а не военных методов, подчеркивает издание.
«По мнению турок, НАТО не следует вмешиваться в украинский кризис». К такому выводу приходит Vatan (3.09), анализируя результаты исследования «Трансатлантические тенденции — 2014». В частности, отмечается, что при ответе на вопрос о миссиях НАТО мнения турецких граждан разделились: 57% полагают, что союз НАТО должен защищать границы Европы, 42% выступают против внешних операций НАТО; 47% (применительно к Украине — 41%) не одобряют того факта, что НАТО снабжает другие страны оружием и обеспечивает военную подготовку участников боевых действий.
Сообщая о случаях применения оружия на востоке Украины и новых жертвах, появившихся уже после заключенного в Минске перемирия, газеты пришли к выводу, что «протокол о прекращении огня существует только на бумаге» (Hürriyet, 7.09). В то же время издания прокомментировали текст подписанного документа. В частности, отмечалось, что пункт, согласно которому «все незаконные вооруженные формирования и иностранные наемники должны быть выведены с территории Украины», по-разному трактуется конфликтующими на Украине сторонами (Hürriyet, 7.09). Киев заявляет, что «Украину должны покинуть российские войска», сепаратисты же настаивают на том, что данный пункт подразумевает украинских военных, которые находятся в Донецкой и Луганской областях, объявивших о своей независимости. Кроме того, издания не оставили без внимания третий пункт протокола, предусматривающий принятие закона, который гарантирует децентрализацию власти и «особый статус» отдельных районов Донецкой и Луганской областей (Milliyet, 8.09).
Несмотря на заключенное перемирие и прекращение огня на Украине, пресса прогнозирует дальнейший рост напряженности в отношениях России и Запада на фоне новых экономических санкций ЕС, готовности Москвы к ответным мерам (в частности, закрытию российского воздушного пространства для европейских и международных самолетов), а также учений «Sea Breeze-2014», в которых принимают участие военно-морские силы Украины и НАТО, в том числе Турции (Milliyet, 8.09).
Как отмечает Sabah (4.09), в случае сохранения Россией и Западом решимости по вопросу санкций и эмбарго изменение балансов может коснуться интересов многих стран. Некоторые обозреватели (Zaman, 6.09) считают, что ужесточение экономических санкций предполагает определенную опасность для Турции, которая активно стремится усилить свои позиции на российском рынке, и это не может не вызывать недовольство Запада. Другие комментаторы находят справедливым желание Турции заполнить пустоту, которая в настоящее время возникает на рынке продовольствия в России, и обращают внимание на текущую ситуацию в Северном Ираке, Сирии, Иордании, Ливии (Yeni Çağ, 9.09).
Военно-морские учения в Черном море — новый шаг США и Украины, который неизбежно вызовет гнев и, возможно, возмездие со стороны России, решили турецкие СМИ (Vatan, 8.09). Однажды, когда с 4 по 13 июля в территориальных водах Болгарии проходили учения «Breeze-2014», в которых были задействованы 13 кораблей из стран НАТО, «Россия уже отплатила альянсу той же монетой», напоминает Yeni Çağ (8.09). Тогда одновременно с НАТО Россия провела собственные военно-морские учения в Черном море, в которых приняли участие 20 военных кораблей российского флота.
Издания также растиражировали информацию, появившуюся на сайте канадского военного ведомства, согласно которой «российские самолеты облетели канадский военный корабль в Черном море» (Milliyet, 9.09; Vatan, 9.09; Yeni Şafak, 9.09). Отмечается, что российские самолеты не причинили какого-либо вреда кораблю или находящемуся на его борту персоналу, однако министр обороны Канады Роб Никольсон (Rob Nicholson) назвал действия России «провокационными» и создающими риск эскалации напряженности.
Приводя мнение российских экспертов, Dünya (4.09) сообщает, что результатом санкций, которые Запад применяет в отношении России из-за аннексии Крыма и событий на Востоке Украины, стало резкое падение рубля по отношению к доллару и евро. Чтобы предотвратить снижение валютного курса национальной валюты и стагнации экономики, в качестве возможного выхода предлагается использование национальных валютных единиц для взаимных расчетов с другими странами, прежде всего при продаже российского газа и нефти.
Но и экономика ЕС несет убытки в связи с ответными санкциями России, сообщает Yeni Mesaj (8.09) со ссылкой на данные Евростата. Так, в июле был зафиксирован спад розничных продаж в продовольственном секторе ЕС. В наибольшей степени он коснулся Мальты, Польши, Австрии и Бельгии, пишет издание.
«Могут ли санкции ЕС из-за кризиса между Россией и Украиной дойти до бойкота Кубка мира 2018 года?» — вопрошает Hürriyet (4.09). Издание приводит заявление главы ФИФА Сеппа Блаттера (Sepp Blatter), в котором руководитель футбольной ассоциации выступает против бойкота Кубка мира по футболу 2018 года в России, настаивая на необходимости не смешивать спорт и политику.