По словам президента Украины Петра Порошенко, российский президент Владимир Путин позволил себе угрозы в адрес стран-членов НАТО и Европейского Союза. Согласно протоколу переговоров Европейской службы внешнеполитической деятельности (ЕСВД), которым располагает газета Süddeutsche Zeitung, Петр Порошенко сообщил об этом председателю Европейской комиссии Жозе Мануэлу Баррозу в прошлую пятницу во время визита последнего в Киев. Дословно Владимир Путин сказал ему [Петру Порошенко] следующее: «Если бы я захотел, то российские войска могли бы за два дня появиться не только в Киеве, но и Риге, Вильнюсе, Таллине, Варшаве и Бухаресте».
Это напоминает о телефонном разговоре с Баррозу
До сих пор Владимир Путин не угрожал применением военной силы против членов НАТО и ЕС. Правда, достоянием общественности стал телефонный разговор Жозе Мануэла Баррозу и Владимира Путина, в котором он якобы заявил: «Если бы я захотел, то взял бы Киев в течение двух недель». В конце августа на саммите ЕС в Брюсселе Жозе Мануэл Баррозу поведал об этом разговоре главам государств и правительств европейских стран. После этого Кремль раскритиковал Баррозу за то, что он сделал частный разговор достоянием общественности.
Как следует из протокола, Петр Порошенко упомянул о якобы имевшем место высказывании российского президента для того, чтобы наглядно показать, насколько эмоционально Владимир Путин выступает против влияния ЕС на государства, граничащие с Россией.
В последние недели Петр Порошенко неоднократно созванивался с Владимиром Путиным, чтобы договориться о прекращении огня (режим перемирия уже действует) на востоке Украины и получить одобрение президента России в отношении мирного плана по урегулированию конфликта, состоящего из 12 пунктов. Очевидно, в телефонных разговорах Владимир Путин предостерегал Петра Порошенко от того, чтобы слишком сильно полагаться на ЕС. По словам украинского президента, Владимир Путин сказал ему, что мог бы воспользоваться двусторонними контактами, оказать влияние, чтобы добиться в Европейском совете «блокирующего меньшинства», которое не допустит принятия негативных решений для России.
Киев должен держаться на расстоянии от ЕС: видимо, это для Путина важнее, чем сепаратизм
Возможно, таким образом, российский президент намекал на растущее сопротивление в Европейском совете против введения новых санкций. Некоторые страны Евросоюза недавно выступили за выжидательную позицию, так как на Украине заключено перемирие. Правда, второй пакет экономических санкций всё же был согласован и вступил в силу. Подобные решения требуют единодушия. Словакия, Болгария, Венгрия и Кипр с большой неохотой согласились поддержать санкционную политику.
Из протокола следует, что перенос подписания соглашения о зоне свободной торговли между Украиной и ЕС на январь 2016 года отвечает договоренностям, достигнутым Владимиром Путиным и Петром Порошенко. По словам украинского президента, для того, чтобы прекратить развязанную Россией войну, Украине требуется мирное решение конфликта. Путин хочет предотвратить ассоциацию Украины и ЕС, и, возможно, это ему важнее, чем судьба Луганска и Донецка, заметил Порошенко. Во вторник парламент Украины ратифицировал соглашение об ассоциации Украины с ЕС и одновременно принял закон о специальном статусе территорий, контролируемых ополченцами.