Согласно закону, принятому российским парламентом, иностранным инвесторам нельзя будет владеть в российских СМИ более, чем 20% акций. Это решение было принято в ходе пропагандистской войны с Западом на фоне украинского кризиса.
Закон, без споров принятый Государственной Думой в пятницу 430 голосами против двух, запрещает международным организациям, а также иностранным гражданам, компаниям и правительствам выступать основателями российских СМИ или владеть более, чем 20% их акций. Хотя вступает он в силу в начале 2016 года, у владельцев СМИ будет время до 1 февраля 2017 года, чтобы привести положение дел в соответствие с новыми законодательными нормами.
Ранее доля иностранных собственников в радиостанциях, телеканалах и печатных изданиях с тиражом более миллиона экземпляров была ограничена 50%. Новый закон затронет целый ряд СМИ, включая ведущую деловую ежедневную газету страны «Ведомости», российские версии таких глянцевых журналов, как Esquire, GQ и Cosmopolitan, а также такие телеканалы, как Disney и Eurosport.
Обсуждая во вторник этот законопроект, Вадим Деньгин, один из его авторов, заявил, что жесткое ограничение доли иностранных инвесторов поможет защитить Россию от внешнего влияния и от ее собственной «пятой колонны». Депутат от националистической Либерально-демократической партии России полагает, что каналы с российскими владельцами, вероятно, будут показывать меньше фильмов, «в которых Россия всегда показана как агрессор».
Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов подчеркнул: «Мы живем в условиях информационной войны, которую открыто ведут против нашей страны некоторые иностранные государства… доступ на рынок российских СМИ иностранных физических и юридических лиц, безусловно, нуждается в более детальном и строгом регулировании».
Большинство российских СМИ — за исключением нескольких авторитетных печатных изданий и онлайн-изданий — представляли в отрицательном свете киевские протесты прошлой зимы, свергнувшие Виктора Януковича, и в положительном свете — пророссийских повстанцев с востока Украины.
Резкая разница между российским и западным освещением событий стала особенно очевидна после того, как над Украиной был сбит авиалайнер Malaysia Airlines. Тогда российское телевидение и наиболее популярные газеты распространяли разнообразные теории заговора, обвинявшие украинское правительство.
Редакторы и издатели независимых от государственного контроля СМИ уверены, что новый закон дополнительно уменьшит разнообразие мнений в российской прессе. Редактор русского Forbes Эльмар Муртазаев заявил, что, если закон будет принят, его издание, скорее всего, закроется, так как его германская компания-учредитель Axel Springer не хотела продавать его российскому владельцу.
Государство контролирует все основные российские телеканалы. Независимый телеканал «Дождь» в этом году был отключен от вещания ведущими операторами кабельных сетей. Многие считают, что это было сделано под давлением государства. В ключевых СМИ — таких, как «Эхо Москвы» и Lenta.ru — были поставлены прокремлевские издатели.
Выступая на «Дожде», главный редактор «Ведомостей» Татьяна Лысова назвала новый закон «совершеннейшей паранойей и хорошим способом манипулирования». Она подчеркнула: «В России независимость редакции от учредителя установлена законом о СМИ… За все это время ни разу не то, что просьбы или совета, даже мнения о том, как мы что-то освещаем, со стороны наших иностранных акционерам мне не высказывалось».
Муртазаев утверждает, что отчасти этот закон отвечает на американские и европейские санкции против России, так как он бьет в основном по западным компаниям. Изменения также позволят российским игрокам взять под контроль прибыльный рынок рекламы в глянцевых изданиях, заявил Муртазаев в эфире «Дождя».
Еще один важный аргумент в пользу закона, выдвигавшийся, когда он обсуждался в Думе, заключается в том, что аналогичные нормы действуют и в других странах. Например, жесткие ограничения для иностранцев на владение СМИ существуют в Китае, Казахстане и Малайзии.
В США и в Британии, чтобы владеть СМИ, иностранец должен создать в стране компанию. В частности, российскому бизнесмену Александру Лебедеву, как сообщается, принадлежат 70% акций Independent и Evening Standard.