Автор
Бернар-Анри Леви — широко известная в прессе личность, в прошлом он был одним из основателей движения «новых философов». Его поступки и произведения зачастую вызывают неоднозначную или даже скандальную реакцию.
«Отель «Европа» — это его вторая театральная пьеса после вышедшего в 1992 году «Страшного суда».
Тема
Действие разворачивается в наше время, в номере отеля «Европа» в Сараево. Главному герою (он журналист или писатель), который 20 лет тому назад стал свидетелем братоубийственной сербо-хорватской войны, нужно составить речь о Европе и ее будущем к столетней годовщине войны 1914 года.
У него есть всего два часа, но как только он берется за перо, его таинственным образом начинают одолевать воспоминания и чувства.
Сильные стороны
1. Игра Жака Вебера, которому приходится иметь дело с очень непростым текстом. Он полностью погружается в монолог, и его личная работа заслуживает высочайшей оценки.
2. У актера есть компьютер, а вокруг звучит фонограмма. Он гуляет по сети, и подобранные изображения проецируются на сцену, что несколько смягчает гнетущую атмосферу.
3. Поднятые политические вопросы сами по себе вызывают интерес: бессилие наших европейских политиков перед лицом кризисов, всеобщее безразличие к страданиям, общества, которые становятся заложниками скармливаемой им информации, подъем расизма...
Слабые стороны
1. То, как Бернар-Анри Леви отстаивает свои мысли, вызывает нешуточное раздражение: на вас обрушивается настоящая интеллектуальная мешанина с кучей философских идей и множеством отсылок, которые способны окончательно запутать зрителя. На все это накладывается ворох критики и грубых осуждений. Причем без малейшей перспективы решения проблем.
2. Построение фраз не вызывает ни малейших приятных ощущений у слушателя. Иногда складывается впечатление, что кругом звучит какофония.
3. Декорации излишне пусты и строги. Кровать, стол и умывальник шумно, с трудом перемещаются по рельсам.
4. Будьте готовы к тому, что со сцены на вас обрушится настоящая лавина громких имен.
5. Нельзя не заметить признак непомерно раздутого самомнения в том, что Бернар-Анри Леви решил одеть Жака Вебера в черный костюм с распахнутой до пупа белой рубашкой. Мы привыкли, что обычно Вебер выглядит более мужественно...
В двух словах
Если честно, я не уверена, что такой спектакль может хоть кому-то помочь. И лично у меня возникло все нарастающее чувство неловкости. Я словно вторглась во взбудораженный поток мыслей разгневанного человека, и это вывело меня из равновесия. Какого черта Жак Вебер вообще там забыл?
Рекомендация
Весьма посредственно. 1/5
Сильвия Абузеид, обозреватель Culture-tops.