Правительство Эбботта подтвердило, что Владимир Путин приедет на предстоящий саммит Большой двадцатки в Брисбене, несмотря на то, что Австралия неоднократно озвучивала свое недовольство внешней политикой России.
Представители правительства неоднократно заявляли, что присутствие Путина на форуме — это консенсус 20 стран-участниц, а вовсе не вопрос, который Австралия, как хозяйка саммита, имеет право решать в одностороннем порядке.
В воскресенье, 12 октября, премьер-министр Тони Эбботт (Tony Abbott) и министр финансов Джо Хоки (Joe Hockey) подтвердили, что Путин пример участие в форуме. «Россия является членом Большой двадцатки, поэтому мы обязаны принять у себя российского лидера», — сказал Эбботт в интервью, которое он дал в Брисбене.
Однако это решение правительства стало объектом критики со стороны лидера лейбористов Билла Шортена (Bill Shorten), который ранее заявлял о том, что оппозиция поддержит правительство, если оно решит не приглашать Путина на саммит Большой двадцатки.
«Я считаю, что большинству австралийцев не хотелось бы видеть президента Путина в Австралии по вполне понятным причинам, — отметил Шортен в своем воскресном заявлении. – То, как Путин повел себя после крушения самолета MH17 — который, мы практически уверены, был сбит ракетой, сделанной в России — было ни много, ни мало недостойным».
Эбботт признал, что во внешней политике России есть много предосудительного.
«Ранее в этом году мы стали свидетелями чудовищного преступления с самолетом MH17, когда 38 австралийцев погибли от рук поддерживаемых Россией сепаратистов, использовавших поставляемое Россией оружие, поэтому в российской внешней политике есть много предосудительного».
«Есть много предосудительного и в откровенной агрессии России по отношению к более слабому соседнему государству. Однако Большая двадцатка — это международное собрание, которое основано на консенсусе», — сказал премьер-министр в воскресенье, 12 октября.
«Австралия не вправе решать, кого из членов Большой двадцатки она пригласит, а кого — нет. Россия является членом Большой двадцатки, поэтому мы обязаны принять у себя российского лидера».
По словам Эбботта, саммит в Брисбене станет хорошей возможностью «абсолютно четко дать понять России, что ей необходимо оказывать помощь в расследовании жестокого преступления с самолетом MH17».
Премьер-министр подчеркнул, что это мнение лидеров Австралии и других стран.
«Я ни за что не поверю, что президент Путин хотел, чтобы этот самолет разбился. Но политика России, очевидно, привела к такой ситуации, в которой стало возможным подобное зверское преступление», — добавил премьер-министр.
«Поэтому, как я уже сказал, мне бы очень хотелось получить от российского президента обещание, что он и Россия сделают все возможное, чтобы виновные были наказаны».
По словам Шортена, учитывая то, что саммит Большой двадцатки — это международная, а не австралийская конференция, он понимает, что правительство страны оказалось в сложной ситуации.
Однако, с его точки зрения, Австралии стоило воспользоваться своим статусом хозяйки саммита и члена Совбеза ООН, чтобы помешать Путину приехать в Брисбен.
«Я очень разочарован, что правительство Эбботта воздержалось от жестких высказываний и попыталось притвориться, что приезд Путина не беспокоит австралийцев», — сказал Шортен.
«Я разочарован, что правительство Эбботта не смогло воспользоваться тем влиянием, которое дает ей статус хозяйки саммита Большой двадцатки и члена Совбеза ООН, чтобы помешать г-ну Путину принять участие в форуме».
По словам Хоки, лидеры стран Большой двадцатки поддержали приезд Путина на саммит. «То, что президент Путин должен приехать на саммит, несомненно, было консенсусным мнением всех остальных членов Большой двадцатки».
По его словам, президенту Путину стоит приготовиться к «детальному и откровенному диалогу» на этой встрече.