Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пиренейский энергетический фронт поможет обойти Путина

© РИА Новости Алексей Филиппов / Перейти в фотобанкВвод в эксплуатацию газового месторождения Бованенково в ЯНАО
Ввод в эксплуатацию газового месторождения Бованенково в ЯНАО
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украинский конфликт угрожает выполнению соглашения, достигнутого Россией и Европейским Союзом относительно поставок газа этой зимой. Европейские лидеры рассчитывают, что порты Испании и Португалии позволят обеспечить топливом весь Старый Свет и избавят его от зависимости от Москвы. Энергетики потирают руки, а эксперты выступают за комбинированные решения.

Украинский конфликт зашел в тупик, а зима, между тем, не за горами. Донецк на сегодняшний день являет собой тлеющий фитиль для энергетических поставок в Европу, которые в большой степени зависят от России. И Владимир Путин это знает. И снова разыгрывает эту карту в свою пользу. Все соглашения, к которым пришли Украина, Россия и Евросоюз, могут пойти прахом в любой момент. Всем членам ЕС есть что терять в случае ссоры с Москвой, за исключением Португалии, Испании и юга Франции - в силу того, что их порты обладают более диверсифицированной структурой.

Газпром, основной поставщик углеводородов в Европу (39% газа и 33% нефти), причем более половины - через Украину, крепко держит ее за горло. «Энергетическая зависимость только растет ввиду отсутствия общей политики. Европа зациклена на самой себе. Ситуация становится все более нестабильной, а она более всего беспокоится о распределении ключевых постов», — сетует испанский эксперт по энергетической политике Хавьер Гарсия Брева (Javier García Breva).

Об этом же свидетельствует и последний отчет самой Европейской комиссии по данной теме («Исследование по европейской энергетической безопасности»), который предупреждает, что «благополучие и безопасность Европы зависят от стабильных и достаточных поставок энергоресурсов». Москва не в состоянии на данный момент обеспечить их стабильность, во всяком случае, пока не залижет украинскую рану.

Страны Восточной Европы помнят тяжелые зимы 2006 и 2009 годов, когда Кремль перекрыл кран в связи с Оранжевой революцией на Украине в первый год и с разногласиями в вопросах цены во второй. Последний раз Москва привела в исполнение свою угрозу в адрес Киева в июне этого года, в самый разгар противостояния России и Европы из-за Украины.

В зоне риска

От очередного всплеска российского гнева более всего пострадают такие наименее интегрированные регионы, как Прибалтика и Восточная Европа. Речь идет в первую очередь о шести странах-членах ЕС, которые зависят от Москвы, своего практически единственного внешнего поставщика газа: Литва, Латвия и Эстония, а также Болгария, Словакия и Финляндия. Вне зоны риска чудом оказались страны Пиренейского полуострова, благодаря более широкой географии закупок газа. В частности, Испания получает его из 11 стран на пяти континентах, хотя и испанцам не удалось избежать энергозависимости (в 2013 году 53% импорта сжиженного газа пришлось на Алжир).

Из двадцати терминалов по приему сжиженного газа в Евросоюзе (с общей емкостью около 8 347 500 кубометров), семь расположено на Пиренейском полуострове. Самый крупный и один из самых первых в Европе (открыт в 1868 году) — в Барселоне (760 000 кубометров). Кроме этого, в Испании строятся еще три терминала: Хихон (Астурия), Гран Канариия и Тенерифе.

Украинские события продемонстрировали ЕС, что будущее за диверсификацией источников поставок. До сих пор была надежда на Южный газовый коридор, по которому предполагалось доставлять газ из Азербайджана и Туркменистана, но и она провалилась, поскольку обе эти страны находятся в сфере российского влияния. Приезд Меркель в Испанию в августе, включая длительную пешую прогулку с президентом Мариано Рахоем (Mariano Rajoy), призваны официально выразить доверие «пиренейскому фронту».

Основная цель — добиться, чтобы в самое ближайшее время полуостров обеспечивал по крайней мере 10% требуемых ЕС энергоносителей. «Самый дешевый, быстрый и эффективный способ сделать это — использовать уже имеющиеся и неиспользуемые терминалы в Испании. С этой точки зрения пиренейский рынок может укрепить энергетическую безопасность ЕС с наименьшими затратами по сравнению с альтернативными решениями», — объясняет директор Энергетической Программы Королевского института международных и стратегических исследований, Гонсало Эскрибано (Gonzalo Escribano). Эксперт подчеркивает, что это позволило бы снизить зависимость от российских энергоносителей: «Мы смогли бы ограничить доминирующую позицию Москвы и снизить цены, а главное — мы бы снизили приток доходов в Россию, чей бюджет наполовину состоит из доходов за экспорт газа и нефти. А это значит, что мы подорвали бы ее возможности для оказания влияния на периферии ЕС».

Бег с препятствиями


Кусок энергетического пирога, который предполагается вырвать у России, ищет своего едока. И некоторые уже довольно потирают руки, как, например, португальский госсекретарь по энергетике Артур Триндаде (Artur Trindade), который публично превозносит до небес такой вариант: «Это самый важный политический шаг на пути к созданию Пиренейского рынка газа к концу первого полугодия 2015 года».

Испанская Ассоциация газовой промышленности (Sedigas) также с энтузиазмом восприняла идею о создании «пиренейского фронта». Ее президент, Антони Пере (Antoni Pere), уверял в мае, что через несколько лет этот фронт сможет обеспечить до 12% европейского спроса, который сейчас удовлетворяет Россия. Эксперт в области энергетики, пожелавший сохранить инкогнито, анализирует их заинтересованность: «Испанскому газовому сектору очень нравится эта идея, главным образом потому, что он рекордсмен по провальным проектам. Вспомните хотя бы строительство электростанций на основе парогазовых установок общей мощностью 25 000 МВт и закупки газа для них у Алжира. В результате эти элекстростанции задействованы не более, чем на 15%, потому что, во-первых, общий объем мощности слишком велик, а, во-вторых, использование возобновляемых источников - дешевле и удобнее. И такие провалы, как, например, газохранилище „Кастор“, которое закрыли, так и не достроив, оплачиваем мы, налогоплательщики».

В плане внутренней политики реализация проекта «пиренейского фронта» укрепила бы позиции Португалии и Испании в ЕС, а также явилась бы мощным толчком для их потрепанной экономики. И в любом случае она бы означала крутой поворот в энергетической сфере, который ослабил бы существующие связи между Россией и Европой в этой области, в чем сильно сомневается Брева, президент Коалиции по внедрению новой модели энергоснабжения в Испании: «Более половины Европы имеет контракты с Газпромом, и эти связи не порвутся. Это доказывает, в частности, тот факт, что европейские санкции против России не затрагивают газовый сектор».

Основным препятствием для чаяний Португалии и Испании являются Пиренеи. Дело в том, что имеющаяся инфраструктура не позволяет экспортировать излишек газа за пределы полуострова, вследствие чего имеющиеся терминалы загружены лишь наполовину. Перечисленные сложности усугубляются, согласно экспертам, неразвитостью общеевропейского энергетического рынка, а также опасениями Франции потерять лидерство в атомной энегетике и газовом секторе.

В любом случае, по словам Эскрибано, «преодоление зависимости от России должно осуществляться по ряду направлений. Мы не будем отказываться от алжирского газа, но будем также закупать его в Нигерии, Бразилии, США, Мексике, Катаре, Австралии, Мозамбике, в будущем привозить из Арктики, с Кипра и новых месторождений в восточном Средиземноморье, из Египта... Необходимо с максимальными гарантиями для экологии разрабатывать шельфовые месторождения и сланцевый газ в Европе. И следует продолжать вкладывать средства в развитие возобновляемых источников энергии, хоть это уже и не так модно. И не стоит спешить с закрытием атомных электростанций».

Давайте экономить

Еще одной возможной стратегией в данной ситуации является сокращение энергопотребления и ставка на возобновляемые источники энергии. Это решение защищают такие организации, как Greenpeace, которая подсчитала, что европейцы ежедневно тратят более миллиарда евро на импорт энергоносителей. Взамен они провозглашают, что «только стратегия экономии и использование альтернативных источников энергии снизит зависимость Европы».

И здесь тоже Испания и Португалия - на ведущих позициях. Эксперты единодушны в своем мнении о том, что Евросоюзу не удастся добиться запланированных на 2030 год показателей по климату и энергетике, если он не будет покупать энергию из возобновляемых источников в этих пиренейских странах, богатых ветром и солнцем, что удешевляет ее производство. Именно поэтому Лиссабон предложил в течение следующих 16 лет поднять общеевропейскую планку на использование энергии из альтернативных источников до 40% и на строительство сетей для передачи как минимум 25% производимой на территории ЕС энергии. Однако европейские амбиции не так высоки, и сейчас речь идет о 27% и 15% соответственно.

Португальское правительство в лице его министра экологии, территориального планирования и энергетики Жорже Морейры (Jorge Moreira) уже объявило, что готово заблокировать новую рамочную программу по климату и энергетике 2030, которая будет представлена на голосование в Совет Европы 23 и 24 октября. На данный момент позиция Еврокомиссии очевидна: новый газопровод между Испанией и Францией через перевал Ле-Пертю (к 2020 году) и расширение на 310 километров трубопровода между Испанией (Самора) и Португалией (2018 году) — вот два проекта из 250 проектов «общеевропейского значения», которые предусматривают строительство объектов инфраструктуры и получат дополнительное финансирование.