Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Падение цен на нефть бьет по России, Ирану и Венесуэле

© East News / AP Photo/Hasan Jamali)Добыча нефти в Бахрейне
Добыча нефти в Бахрейне
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Падение цены на нефть не только выгодно американским потребителям, которые могут сэкономить до 600 долларов на домохозяйство, но и серьезно бьет по трем государствам — России, Ирану и Венесуэле. Агрессивно антиамериканская внешняя политика, которую эти три страны вели в последние годы, финансировалась главным образом за счет огромной выручки от продажи нефти.

Светлой стороной нестабильности на финансовых рынках стало продолжающееся снижение нефтяных цен. С июня они успели упасть на 25%. Такое падение не только выгодно американским потребителям, которым, по мнению одного из экспертов оно поможет сэкономить до 600 долларов на домохозяйство, но и серьезно бьет по трем проблемным нефтегосударствам — России, Ирану и Венесуэле. Агрессивно антиамериканская внешняя политика, которую эти три страны вели в последние годы, финансировалась по большей части за счет огромной выручки от продажи нефти.

Несмотря на все культурные и географические различия, режимы Владимира Путина, Али Хаменеи и Николаса Мадуро объединяют как общий автократический характер, так и претензии на региональное господство. Больше половины бюджетных доходов всем им обеспечивает экспорт нефти. Соответственно, бездефицитность бюджета у них зависит от нефтяных цен. По данным Economist, России для этого нужно 100 долларов за баррель, Венесуэле — 120, Ирану —140. На прошлой неделе нефть эталонной марки Brent продавалась за 85 долларов за баррель. Как сообщает сайт VenEconomía, тяжелая венесуэльская нефть упала ниже 80 долларов. 

Падающие цены могут усилить эффект направленных против России и Ирана международных санкций. Иран, за два года потерявший около 45% нефтяной выручки, смог увеличить экспорт и вернуться к экономическому росту, заключив временные договоренности по ядерной программе. Однако падение цен сводит на нет этот эффект, и режиму, возможно, придется до конца декабря заключать долгосрочное соглашение с возглавляемой США коалицией.

Г-н Путин ввязался в дорогостоящую военную авантюру на Украине, однако уже в этом месяце его министр финансов предупредил, что Россия больше не может позволить себе амбициозный десятилетний план по оборонному финансированию — не говоря об обещанных социальных расходах. Как прекрасно известно Кремлю, падение нефтяных цен в начале 1980-х годов способствовало краху Советского Союза. Хотя российский правитель пока не отказывается от своих притязаний на Украине, вскоре ему, возможно, придется иметь дело с внутренней рецессией и вызванной ей нестабильностью.

Правительство Венесуэлы торжествует из-за состоявшегося в четверг избрания этой страны в Совет безопасности ООН. Добиться победы оно сумело, в том числе, благодаря давней традиции покупать поддержку стран Карибского бассейна и Центральной Америки сильно субсидируемыми поставками нефти. Оно также поддерживает кубинскую экономику энергоресурсами, стоимость которых доходит до 10 миллиардов долларов в год. Подешевевшая нефть создает Каракасу множество проблем. Правительству уже сейчас трудно расплачиваться твердой валютой с импортерами лекарств и с международными авиаперевозчиками. На фоне слухов о предстоящем дефолте взлетела стоимость страхования венесуэльского долга. В попытке избежать дефолта Мадуро, возможно, придется пойти на болезненные внутриполитические меры — в частности серьезно девальвировать валюту и ограничить субсидирование бензина и электричества. С учетом этого ему будет трудно продолжать проявлять непопулярную щедрость к Кубе. Никарагуа и прочим клиентам.

Готовность и способность России, Ирана и Венесуэлы бросать вызов Соединенным Штатам и сложившемуся после холодной войны миропорядку росли с самого начала века вместе с ростом цен на нефть. Если, что вполне вероятно, нынешний спад продержится несколько лет, Соединенные Штаты получат геополитические дивиденды, превышающие даже ту выгоду, которую извлекают из ситуации потребители.