Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Командир ИГ Умар аль-Шишани – рыжий джихадист

Умар аль-Шишани считается главным военным командиром группировки «Исламское Государство». Три года назад нерешительный молодой человек отбывал срок в грузинской тюрьме. История радикализации

© AP Photo / militant social media account via AP videoЧеченский боевик Омар аль-Шишани, воюющий на стороне Исламского государства
Чеченский боевик Омар аль-Шишани, воюющий на стороне Исламского государства
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джихад оставил следы на лице Умара аль-Шишани: кожа рыхлая, глаза расположены в глубоких впадинах, рыжая борода длиной до груди. На видео, опубликованных в интернете, робкий мужчина говорит тихим голосом, постоянно опускает глаза, часто не может подобрать нужные слова. Тем не менее Шишани за последние месяцы сумел стать одной из главных фигур Исламского государства.

Джихад оставил следы на лице Умара аль-Шишани. Кожа рыхлая, глаза расположены в глубоких впадинах, рыжая борода длиной до груди. Шишани выглядит явно старше своих 28 лет. Его возраст становится заметен, только когда он начинает говорить. На видео, опубликованных в интернете, робкий мужчина говорит тихим голосом, он постоянно опускает глаза, часто не может найти нужные слова.

Тем не менее, Шишани за последние месяцы сумел возвыситься в иерархии и стать одной из главных фигур Исламского государства. Он считается военным предводителем джихадистов. Шишани руководит наступлением джихадистов на иракскую провинцию Аль-Анбар. Летом в одном из видео он говорил о переходе сирийско-иракской границы бойцами ИГ. С этого момента командир вместе со своими войсками начал настпуление на север и восток. Бойцов ИГ отделяют от иракской столицы немногим больше 20 километров.

Наступление бойцов ИГ под руководством аль-Шишани — наивысшая точка в его джихадистской карьере, которая началась всего два года назад. В начале 2012 года Тархан Батирашвили взял себе имя Умар аль-Шишани (Умар-чеченец). Это имя он выбрал сам. При этом Батирашвили — не чеченец. Он родился в 1986 году в Грузии, его отец христианин, мать — мусульманка. В советское время межконфессиональные браки не были редкостью.

2010 год стал судьбоносным

Батирашвили вырос в грузинском городе Панкисси, который во время чеченских кампаний стал местом для отступления исламистских повстанцев. Его отец Таймураз говорил потом, что сын еще в детстве помогал чеченским повстанцам и иногда сопровождал их.

После окончания школы Батирашвили отправился в грузинскую армию: там он дослужился до сержанта разведчасти.  В 2008 году он уже находился на передней линии фронта, на войне против России. Батирашвили отличился в бою и надеялся на повышение.

Но в 2010 году все изменилось. Для Батирашвили этот год стал судьбоносным. Врачи диагностировали у него туберкулез. Он месяцами находился в военном госпитале, потом его освободили от военной службы по медицинским показаниям. Он пытался вернуться в армию, но безуспешно. В полицию его также не приняли. В тот же год от рака умерла его мать. «Мой сын потерял всякую уверенность», — вспоминает позже его отец.

В сентябре 2010 года Батирашвили приговорили к трем годам тюрьмы за незаконное владение оружием. В тюрьме и начался процесс радикализации. «Я пообещал Всевышнему, что если я выйду из тюрьмы живым, то посвящу себя Всевышнему и джихаду», — заметил исламист позднее в одном интервью, которое было опубликовано на форуме исламистов. Когда через 16 месяцев, в начале 2012 года, его досрочно освободили, он взял себе имя «Умар аль-Шишани». После непродолжительного пребывания в Египте в марте 2010 года он отправился в Сирию и принял участие в гражданской войне.

Шишани вербует исламистов с Кавказа

Там он быстро становится главой бригады «Мухаджирин», группировки, которая ведет активные действия на севере Сирии, и чьи ряды состоят практически из кавказцев и других иностранцев. Войска джихадистов участвуют в боях за Алеппо. В августе 2013 года они штурмуют военный аэродром Миннех неподалеку от границы с Турцией.

Но, несмотря на все военные успехи, Шишани понимает, что ему нужны более сильные партнеры. Он дает присягу Абу Бакр аль-Багдади, предводителю террористической организации, которая на тот момент называлась «Исламское государство Ирака и Сирии». Вместе с несколькими сотнями своих бойцов Шишани в конце 2013 года вливается в ряды самой жестокой и влиятельной группировки джихадистов на Ближнем Востоке.

С этого момента он становится не только одним из главных командиров террористической организации: несмотря на отсутствие харизмы, он является одним из самых узнаваемых лиц ИГ. Шишани, который на публике говорит, в основном, на русском языке, намерен вербовать исламистов из бывших советских республик в Сирию и Ирак. Поэтому он подчеркивает, что борьба на Ближнем Востоке — это только первый этап. Когда самопровозглашенный «халифат» стабилизируется, он перенесет джихад в Россию, обещает Шишани.

За последние месяцы он дважды связывался с отцом. Один раз, чтобы высказать угрозы в адрес России. В другой раз — чтобы сообщить отцу новость. «У меня родилась дочь», —сказал он отцу. «Она похожа на тебя».