Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Американская интернет-империя в цифрах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Google, Apple, Facebook и Amazon (Gafa) принимают эстафету у Microsoft, которая в прошлом вытеснила IBM из кресла безраздельного лидера мировой компьютерной сферы. Китай выставляет Alibaba и Baidu против Amazon и Google, Россия — «Яндекс» и «ВКонтакте». В Европе же до сих пор нет ничего подобного, несмотря на несколько робких попыток. Европа больше не может и не хочет быть империей.

Как всем известно, Google, Apple, Facebook и Amazon (Gafa) принимают эстафету у Microsoft, которая в прошлом вытеснила IBM из кресла безраздельного лидера мировой компьютерной сферы. Европа же в свою очередь воспринимает это верховенство как нечто доброжелательное, полезное и в любом случае неизбежное после многочисленных провалов запущенных с 1970-х годов инициатив вроде Plan Calcul и Unidata. Китай выставляет Alibaba и Baidu против Amazon и Google, Россия — «Яндекс» и «ВКонтакте». В Европе же до сих пор нет ничего подобного, несмотря на несколько робких попыток. Европа больше не может и не хочет быть империей.

Подавляющее господство

Как бы то ни было, принятие этого доминирования опирается на бесспорные достижения и высокое качество услуг американских компаний, которые тем самым лишь укрепляют субъективную привязанность миллионов пользователей к «хорошим парням» из Gafa. В Европе и особенно во Франции проникновение Google достигло даже более высокого уровня, чем в США, где телефонные операторы сохранили за собой существенное влияние.

Еще один аргумент в руках американских компаний заключается в том, что они наилучшим образом несут в себе идею свободы. Они представляют себя движущей силой инициативности, творчества и прогресса. Они — это конец старых методов, воплощение благ конкуренции, эмансипации, путешествия за пределы «старого» света, освобождения от старой государственной власти. Для тех, кто родился с интернетом, посягательство на их героев означает посягательство на их образ жизни.

Но что нам на самом деле известно? Знаем ли мы, что на США приходится 83% биржевой капитализации интернет-предприятий при всего 2% в Европе? Что расходы Microsoft и Intel на разработку новых продуктов превышают объемы финансирования всей гражданской науки в бюджете Франции? Что девять из десяти самых посещаемых сайтов, например, за 1 января 2013 года, так или иначе связаны с американскими компаниями при том, что 80% пользователей находились за пределами США? Что на Америку приходится 72% из 50 самых популярных мировых сайтов против 22% у Китая, 6% у России и 0% у Европы? Что, по данным ЦРУ, на территории США размещено 439 тысяч серверов (компьютеры, которые занимаются обработкой и хранением данных), что в два раза больше, чем у всех остальных вошедших в десятку государств вместе взятых?

Лично я узнал о масштабах этой катастрофы из опубликованной Французским институтом международных отношений замечательной статьи Оливье Сишеля (Olivier Sichel) «Цифровая шахматная доска Америки: какое место отводится Европе?». Оливье Сишель — это бывший глава Wanadoo, нынешний руководитель LeGuide.com (ему пришлось испытать на себе жесткую конкуренцию с Google) и один из основателей Open Internet Project, который стремится стать очагом европейского сопротивления.

Двойная стратегия американских предприятий

«Сатурн» и «жемчужное колье» — именно так Оливье Сишель описывает два существующих механизма господства. Прежде всего, он напоминает, что сетевая экономика растет по экспоненте: по известному всем закону Мура мощность компьютеров удваивается каждые полтора года, а, как следует из менее известного закона Меткалфа, полезность сети пропорциональна квадрату численности пользователей этой сети. В отличие от других отраслей экономики, где спад доходов является препятствием для роста предприятия, в интернете все происходит с точностью до наоборот: размер становится все большим преимуществом и в конечном итоге самый большой забирает все. Большая компания по опыту лучше знает своих пользователей и, следовательно, может предложить им куда лучшее качество услуг. Горизонтальное развитие вовлекает пользователей в заранее известную «экосистему», которая облегчает доступ к услугам. И если человек тратит время на то, чтобы разобраться с услугой, он неохотнее будет менять поставщика.

Все эти особенности и возможности для формирования капитала в США ложатся в основу двойной стратегии американских компаний. Они, как Сатурн, притягивают к себе и покупают предприятия, которые совершили прорыв и, следовательно, могут представлять угрозу или возможность для развития. Так, например, Facebook выложил 13 миллиардов долларов за поглощение нового мессенджера WhatsApp, а Google пытается закрепиться буквально повсюду, от оптоволокна до нейробилологии. «Жемчужное колье» представляет собой дополнение горизонтального расширения вертикальной интеграцией для контроля всей цепочки стоимости.

Господство США было четко продумано и прочно выстроено, в связи с чем предпосылок для его ослабления не наблюдается. И к чему же это ведет? Как отмечает Оливье Сишель, Европа может потерять лицо в связи с незаметным на первый взгляд утверждением калифорнийского права, культуры и этики, а также лишиться уважения к частной жизни («устаревшее понятие» по словам основателя Facebook, который, кстати, затем изменил свое мнение) и сделать шаг по направлению к пугающему научно-фантастическому трансгуманизму. Что касается культуры, экономист Франсуаза Банаму (Françoise Benhamou) в подробностях рассказывает о том, как непросто бывает выжить издательствам из-за конкуренции с Gafa, в «Книге в цифровую эпоху».

Разумеется, чересчур сильно ударяться в пессимизм в таких условиях тоже не стоит. Несмотря на уже полвека американского господства в компьютерной сфере, Европа все же смогла оказать некоторое сопротивление. Как бы то ни было, нельзя не признать правоту Оливье Сишеля насчет потерянных Европой рабочих мест в этих перспективных отраслях и мошенничества крупных компаний: они не платят налогов и, что еще хуже, получают личные данные и зарабатывают кучи денег с помощью активного, но ничем не оплачиваемого участия новых поколений наивных пользователей.