Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Испания, невоюющая сторона

Испанские военные воевали как на стороне Советской армии, так и вермахта, а также участвовали в освобождении Парижа

© East News / Album OnlineСолдаты Голубой дивизии, 1942 год
Солдаты Голубой дивизии, 1942 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несмотря на то, что Испания была объявлена невоюющей стороной, испанцы принимали самое активное участие в главных событиях Второй мировой войны и сыграли в некоторых из них выдающуюся роль. Для большинства из них самая крупная война в истории стала своеобразным продолжением Гражданской войны, разделившей страну на два противоположных лагеря.

Несмотря на то, что Испания была объявлена невоюющей стороной, испанцы принимали самое активное участие в главных событиях Второй мировой войны и сыграли в некоторых из них выдающуюся роль. Для большинства из них самая крупная война в истории стала своеобразным продолжением Гражданской войны, разделившей страну на два противоположных лагеря.

Танжер

Единственным формальным актом участия Испании в войне за все эти годы была военная оккупация города Танжера: в то время, как немецкие бронетанковые части стремительно продвигались по равнинам Франции, 14 июня 1940 года части испанской колониальной армии в Африке (Mehala Jalifia­na) вошли в Танжер под восторженные возгласы жителей, положив, таким образом, конец его международному статусу.

За исключением деятельности агентов разведывательных служб, послуживших основой для написания шпионских романов, вольный город Танжер особенно не был особенно затронут войной, а по ее окончании восстановил свой прежний статус, а испанцам было предложено его покинуть. Его колониальная эпоха на этом закончилась.

Однако оккупация Танжера стала свидетельством интереса к Африке франкистского режима, который планировал стать новой колониальной империей, прежде всего за счет захвата французских владений. Именно тогда Ареильса (Areilza) и Кастьелья (Castiella) написали совместный труд под названием «Требования Испании» (Reivindicaciones de España). То, что эти требования не воплотились в жизнь, когда в 1940 г. на встрече с Гитлером в Андае Франко объявил о намерении соблюдать нейтралитет, в первую очередь и обусловили то, что Испании не стала воюющей страной. Трудно сейчас с достоверностью сказать, что сыграло здесь главную роль: крайняя осторожность, чрезмерные амбиции или же большая хитрость. Наверное, все три фактора вместе взятые. Многое еще зависит от трактовки вопроса.

Голубая дивизия

Но за нейтралитет пришлось заплатить... Голубой дивизией. Однако, все же лучше одной дивизией, чем всей страной. Серрано Суньер (Serrano Súñer) обвинил во всех бедах СССР, и десятки тысяч испанцев отправились воевать на Восточный фронт. Огромное большинство из них сделало этот выбор добровольно, руководствуясь прежде всего собственными убеждениями, а не близостью к нацизму.

И хотя они присягали на верность фюреру, но в действительности воевали за Испанию, против коммунистической угрозы. Ни один из бойцов не считал, что они вносят значительный вклад в победу Германии над Советским Союзом, ведь на счету вермахта уже было столько успешных военных кампаний. Скорее наоборот, отправляясь на фронт, испанские добровольцы больше всего опасались, что Москва падет раньше, чем они примут участие в боях («Россия — вопрос одного дня для нашей пехоты»).

И эта пехота покрыла себя воинской славой в течение почти тысячи дней боев под Волховом, на Ильменском озере, в Красном бору... Не найдется, наверное, в мире ни одной другой воинской части, которой было бы посвящено столько книг, газетных статей, не говоря уже об обложках газет и журналов самых разных стран.

Вопреки попыткам некоторых представить ход истории как некое прямолинейное развитие с неизменными идеологиями и невозмутимо переносить в прошлое нынешние принципы, нельзя не признать личного мужества тех испанцев, которые по прошествии времени заняли разные позиции по отношению к режиму Франко: одни его поддерживали, а другие выступали против. После того, как Голубая дивизия была возвращена на родину, несколько сотен несгибаемых бойцов продолжили сражаться за Германию.

Республиканцы

С той же самой убежденностью и бесстрашием воевали и другие испанцы (республиканцы, вынужденные покинуть родину), покрывшие себя неувядаемой славой в холодной и в заснеженной Норвегии и пустыне Бир-Хакейм. И хотя они шли под французскими знаменами, но воевали за те же самые идеалы, что и на своей земле. В составе передовых частей они первыми вошли в Париж в 1944 году на своих боевых машинах, на которых были начертаны названия Бельчите, Гвадалахара, Герника, Эбро... незабываемая память о Гражданской войне.

И если горстка бывших бойцов Голубой дивизии защищала рейхсканцелярию во время штурма Берлина, то испанские республиканцы в эти же самые дни в составе 2-й бронетанковой дивизии генерала Леклерка взяли Бергхоф, резиденцию Гитлера в Баварских Альпах.

Многие другие испанцы воевали на стороне Советской армии: как в составе чисто испанской части, которой была поручена оборона Кремля во время наступления немцев на Москву, так и в составе обычных советских воинских частей в качестве танкистов, летчиков. Некоторые сражались в партизанских отрядах.

Во Франции они также участвовали в движении Сопротивления. Своими действиями в Лондоне прославился знаменитый разведчик Пухоль по кличке «Гарбо», сумевший ввести в заблуждение немцев относительно истинных целей дня «Д» (высадка в Нормандии). Спасали сбитых летчиков союзных армий и подвергавшихся преследованиям евреев. Одним словом, не жалея сил, мужественно сражались за ту или другую сторону.

После окончания войны, когда в Потсдаме решался вопрос о разделе мира, Сталин потребовал от союзников смены политического режима в Испании. Этому воспротивился Черчиль, исходя из военно-стратегических соображений ввиду уже надвигавшейся холодной войны. Трумэн поддержал его, и советский лидер решил не настаивать. Вопреки всем ожиданиям республиканцев, поражение Германии и ее сателлитов не привело к пересмотру итогов Гражданской войны.

Одержав победы на полях сражений в Европе, они снова проиграли свою войну.