Высокая самооценка должна была излечить нас от страхов и скованности, но лекарство оказывается иногда хуже болезни. Присмотримся внимательнее к вредным мифам популярной психологии.
1. Высокая самооценка — залог успеха
Мы с колыбели слышим, что люди, не уверенные в своей ценности, ничего в жизни не добьются. К счастью, авторы психологических руководств нашли чудесный способ повысить веру в себя. Мы должны использовать самоубеждение, то есть, например, утром, повторять перед зеркалом радостные слоганы вроде: «Я необыкновенный человек», «У меня неограниченный потенциал», «Я способен на большее». Пожалуй, лучше послушать канадских психологов из Университета Ватерлоо в Онтарио, по данным которых, из-за оптимистических высказываний в свой адрес закомплексованные люди после минутной эйфории чувствуют себя еще хуже. Мантры в духе «Я чувствую себя хорошо! Я чувствую себя волшебно!» могут вызвать внутренне противоречие: на самом деле мне ничего не хочется, и я, в лучшем случае середнячок.
Зависимость между удовлетворенностью собой и достижениями в учебе, работе или спорте — это факт, только работает он обратно тому, как хотелось бы профессиональным мудрецам из телевизора, глянцевых журналов и некоторых тренинговых центров. Это доказал межкультурный эксперимент, заключавшийся в решении математических тестов. Лучше всего с ним справились азиаты, хотя они не воспринимали себя столь же позитивно, как американцы. Сложно не согласиться с социальным психологом профессором Вильгельминой Восиньской (Wilhelmina Wosińska): «Считается, что высокая самооценка способствует достижению успеха. Между тем часто бывает наоборот: нужно достичь успеха, чтобы сформировать высокую самооценку».
2. Комплексы способствуют патологиям
Негативное самовосприятие толкает людей к агрессии и нарушению закона, убеждают учителя самореализации. Ничего подобного, доказывает американский социолог Мартин Санчес-Яновский (Martin Sanchez-Janowski), который в течение 10 лет наблюдал за членами гангстерских группировок. Он открыл, что большинство из них отличались повышенной самооценкой, склонностью к бахвальству и раздутому эго. Как Люк Вудэм (Luke Woodham), который в возрасте 16 лет убил свою мать и двоих приятелей. Экспертиза психологов констатировала у него наличие типичных нарциссических черт, необыкновенной самоуверенности и высокомерия.
Высокая самооценка должна была стать лекарством от преступности и прочих патологий — алкоголизма, безработицы, нежеланных подростковых беременностей. Между тем она оказалась причиной появления (или, по крайней мере, усиления) большинства этических и социальных проблем. «Важно ли иметь о себе высокое мнение?» — размышляет американский публицист Динеш Д'Соуза (Dinesh D’Souza). «Я не уверен. Когда меня охватывает чувство самонадеянности, у меня в мозгу сразу же звенит звоночек, потому что я знаю, что того и гляди сделаю что-нибудь глупое».
3. Самое важное — быть верным себе
Убежденность в собственном совершенстве — это еще не все. Следует принимать себя полностью, то есть даже тогда, когда мы совершаем, например, сомнительные в моральном плане поступки. Только тогда наша жизнь станет совершенно счастливой, творческой и здоровой. Нормы, запреты и законы не нужны, раз источник оценки находится внутри каждого из нас. Полоний в «Гамлете» поучал Лаэрта: «Всего превыше: верен будь себе». Сейчас мы говорим просто: будь собой! Этот лозунг, по мнению, философа Тадеуша Котарбиньского (Tadeusz Kotarbiński) может быть призывом к отказу от искусственности в поведении, но может значить также — следуй своим наклонностям, привычкам, влечениям, придерживайся собственных правил, слушай голос собственной совести. Здесь философ советует быть осторожным, так как влечения бывают дурными, наклонности извращенными, а совесть нечистой. «Я учился у иезуитов, рассказывает Динеш Д'Соуза, — и один из моих учителей говорил, что "будь собой" — худший совет, который можно дать некоторым людям. Он был прав: не стоит предлагать нечто подобное Чарльзу Мэнсону (Charles Manson) или Гитлеру».
4. Хотеть — значит мочь
Если мы представим перед внутренним взором 100 самых богатых поляков, то вскоре на наших счетах появятся семи-восьмизначные суммы. А если мы достаточно сильно будет желать продвижения по службе, то скоро окажемся в директорском кресле. Звучит абсурдно, правда? Однако многие люди верят, что достаточно вообразить себе какое-нибудь счастливое событие, чтобы увеличить вероятность его появления в реальной жизни. Этот метод они называют визуализацией или законом притяжения (миллионы попадают только к тем, что чувствует себя в глубине души богачом).
Шелли Тейлор (Shelley Taylor) и Льен Фам (Lien Pham) из Калифорнийского университета выливают на головы наивных ушат холодной воды. Визуализация, утверждают они, абсолютно неэффективна, поскольку мы сильнее концентрируемся на результате, а не на процессе достижения определенного состояния. Исследовательницы присмотрелись к поведению студентов во время сессии. Одни думали в основном о вечеринке, на которой они будут праздновать экзаменационные успехи. Таким образом, они приходили в прекрасное настроение, что одновременно сопровождалось упадком учебного рвения. Другие были сосредоточены на сложных шагах, ведущих к цели: сдаче всех предметов. Это, правда, не способствовало хорошему настроению, зато склоняло к напряженной работе. Легко догадаться, кто через пару недель счастливо отмечал окончание учебного года, а кто горевал, потому что его выгнали из вуза.
5. Запиши свою цель и ты ее достигнешь
Ставить себе цели — самая распространенная мотивационная техника гуру популярной психологии. В учебниках и на тренингах они любят ссылаться на эксперимент, который был проведен в 1953 году в Йельском университете. Ученые попросили заканчивающих этот вуз студентов записать, чего они хотят достичь в жизни — чем точнее, тем лучше. Через 20 лет этих выпускников нашли, оказалось, что 3% — те, кто подробно описал свои цели, достигли гораздо больших материальных успехов, чем остальные 97%: те, кто или не имел никаких планов или не мог их точно выразить. Это необыкновенная история, которая действительно действует на воображение. Есть только одна проблема: такого исследования не было!
Чрезмерная концентрация на целях не всегда благо, предупреждает Оливер Беркман (Oliver Burkeman), автор книги «Противоядие от несчастливой жизни» (Antidote: Happiness for People who Can’t Stand Positive Thinking). Компании с маниакальным упорством пытаются воплотить в жизнь сформулированные задачи, вместо того, что эластично реагировать на потребности рынка. В свою очередь, работники, которые слишком сосредоточены на узко сформулированных целях, с большей степенью вероятности могут вести себя неэтично.
Что плохого в том, если мы представим себе женщину, с которой мы хотели бы вместе состариться? А если вместо воображаемой брюнетки с ростом баскетболистки мы влюбимся в невысокую хрупкую блондинку, возможно, лучше отбросить изначальный идеал и пойти за голосом сердца? Как пел Джон Леннон: «Жизнь — это то, что с нами случается, пока мы заняты построением других планов».
6. Человек — кузнец своего счастья
«Чем менее предсказуема наша жизнь, тем больше она склоняет нас искать свой путь самим, быть хозяевами своего предназначения, переделывать себя», — пишет словенский философ Рената Салецл (Renata Salecl) в книге «Тирания выбора». Убеждение людей, что все зависит от них, выглядит как невольный садизм: ведь человек лишь отчасти выступает кузнецом своего счастья.
Наша карьера и счастье зависят от множества факторов, полностью остающихся вне сферы нашего контроля. Например, от того, в какие годы мы входим во взрослую жизнь: в период экономического бума или на волне мирового кризиса. Пример? В начале 90-х каждый, кто хоть как-то владел английским, мог подняться по карьерной лестнице. Сейчас огромное количество людей с хорошим образованием и знанием нескольких языков продают гамбургеры и картошку фри в так называемых фаст-фудах.
Иллюзия неограниченных возможностей оборачивается против нас. Когда мы безуспешно пытаемся реализовать мечты об идеальной жизни, в нас растет чувство собственного несовершенства. Салецл рассказывает о молодом человеке, который во время интернет-кризиса потерял работу в IT-компании. Получив приказ об увольнении, он выглядел так, будто готов залиться слезами. Но быстро взял себя в руки и спросил, что именно он делал плохо, и что мог бы делать лучше на следующей работе. Шеф ответил молодому человеку, что был им очень доволен, но ситуация на рынке заставила пойти на сокращения. Однако уволенный настойчиво просил дать ему дополнительную информацию, чтобы в будущем он мог «стать лучшей версией самого себя». Вместо того чтобы винить внешние обстоятельства, он взвалил всю ответственность на себя.
7. Что нас не убивает — делает нас сильнее
Потеря работы, банкротство, развод — это новый шанс восхищаются гуру из книг с советами. В мире популярной психологии поражение стало ожидаемым ритуалом перехода на новый уровень, его воспринимают как урок, без которого невозможно двигаться вперед. Но правда такова, что лишь немногие способны выйти из кризиса, приобретя новые силы. Социальный публицист Барбара Эренрейх (Barbara Ehrenreich) убедительно доказала, что школы позитивного мышления, считающие любой тупик чем-то переходным и недостойным внимания, стали причиной кризиса в мировой экономике. «Что нас не убивает — делает нас сильнее. Где в этом смысл?» — задается вопросом писатель Марчин Щигельский (Marcin Szczygielski). Каждый раз, когда он слышит о благотворном воздействии разочарований, неудач и травм, он представляет себе дерево, в которое ударяет молния, лишая его ветвей и листьев. Остается лишь одинокий шершавый ствол, из которого постепенно уходит жизнь. «С человеком происходит то же самое, — пишет Щигельский. — Каждый негативный опыт снимает с него верхний мягкий, нежный и чувствительный покров… Когда количество импульсов дойдет до последнего порога, останется лишь изначальное ядро: твердое и безразличное, приводящееся в движение лишь инстинктом самосохранения и биологическим желанием выжить».