За последний год признаков тому становилось все больше и больше, но западный мир внезапно осознал это только после слов Михаила Горбачева: четверть века спустя после падения берлинской стены над Европой вновь нависла тень ледяной зимы. Как считает последний лидер СССР, мы все оказались на грани холодной войны. А ответственность за это ложится на Запад, который хочет начать новую гонку вооружений.
Тот факт, что Михаил Горбачев, человек, который в свое время позволил покончить с холодной войной, интерпретирует ситуацию совершенно не так, как на Западе, представляется весьма показательным. Как и Владимир Путин, он не согласен с мыслью о победе Запада в холодной войне и осуждает НАТО за стремление продвинуться на восток любой ценой. Однако еще более показательным выглядит объективная констатация опасного обострения напряженности в постсоветской Европе.
ОБСЕ, которой был поручен надзор за соблюдением подписанного в Минске 5 сентября договора о перемирии на Украине, предупредила государства-члены о «реальной опасности новой эскалации». 11 ноября инспекторы ОБСЕ (их вряд ли можно заподозрить в предвзятости, так как Россия является членом организации) обнаружили конвой из 43 военных грузовиков без опознавательных знаков (десять из них везли на прицепе тяжелую артиллерию), которые двигались в направлении Донецка, главного оплота пророссийских повстанцев.
На самом деле соглашение о прекращении огня вообще не соблюдалось, причем ни одной из сторон. Оно не соблюдается, потому что Россия отказывается закрыть границу с Украиной (через нее движется постоянный поток оружия и людей для поддержки донбасских сепаратистов), и потому что Украина не в силах заставить его соблюдать.
В European Leadership Network отмечают «повышение интенсивности и опасности инцидентов» с участием российских и западных сил (в первую очередь в воздушном пространстве) после мартовской аннексии Крыма Россией. «Сочетание агрессивности российской позиции со стремлением западных сил продемонстрировать жесткость увеличивают опасность» неконтролируемой эскалации. Причем эта опасность — далеко не плод воспаленного воображения: семьям 298 погибших в аварии рейса МН17 Malaysia Airlines, который был сбит в июле над зоной боевых действий на Украине, известно об этом не понаслышке.
Именно в такой обстановке пройдет 17 ноября встреча министров иностранных дел ЕС. На повестке дня будут Россия и Украина, а также вопрос новых санкций против Москвы, однако возможные разногласия так или иначе дают о себе знать уже сейчас.
Как бы то ни было, по одному вопросу ЕС все же мог бы проявить единство: помочь Франции найти способ для того, чтобы не поставлять построенные для России боевые корабли «Мистраль», так как нынешняя обстановка определенно делает такую поставку невозможной.
Общеевропейское решение (эмбарго на существующие военные контракты, выкуп кораблей, раздел выплаты штрафа за невыполнение условий договора) позволило бы Парижу выпутаться из унаследованного от Саркози дела, которое отравляет жизнь французской дипломатии. А Европа тем самым продемонстрировала бы свою солидарность, творческий подход и жесткость перед лицом угрозы новой холодной войны.