Как избежать страшного будущего из «Интерстеллар»

© Paramount Pictures (2014)Кадр из фильма «Интерстеллар»
Кадр из фильма «Интерстеллар»
В не таком уж и далеком будущем фильма «Интерстеллар» режиссера Кристофера Нолана планета Земля страдает от засухи, пыльных бур и страшного дефицита продовольствия, предположительно вызванного климатическими изменениями. Дети Земли не должны знать о том, что люди когда-то высаживались на Луне. Мол, басни о полетах на Луну — это пропаганда холодной войны.

В 2011 году астрофизик Нил Деграсс Тайсон (Neil deGrasse Tyson) обсуждал в программе Real Time вместе с Биллом Маром (Bill Maher) предложение о прекращении работы телескопа НАСА имени Джеймса Уэбба. Комитет по ассигнованиям палаты представителей США жаловался в то время, что расходы на него «на миллиарды долларов превышают смету, и его работа страдает от слабого управления». Тайсон тогда произнес слова, которые стали одним из самых известных его высказываний:

Когда говорят, что у нас не хватает денег на тот или иной космический зонд, я отвечаю: нет, проблема не в нехватке денег, а в их распределении, которое страдает от таких перекосов, что вы уничтожаете то единственное, о чем люди могут мечтать. Вы помните 60-е и 70-е годы? Не проходило и недели, чтобы в журнале Life не появилась статья под заголовком «Дом завтрашнего дня», или «Город завтрашнего дня», или «Транспорт завтрашнего дня». В 1970-е годы все это закончилось. Когда мы прекратили полеты на Луну, все закончилось. Мы перестали мечтать.

В не таком уж и далеком будущем фильма «Интерстеллар» режиссера Кристофера Нолана, который сегодня выходит в широкий прокат, человечество полностью отвергло тот оптимизм, о котором говорил Тайсон. «Сейчас мы просто смотрим себе под ноги и беспокоимся за свое место в грязи», — говорит бывший пилот НАСА и инженер Купер (его роль исполняет Мэттью Макконахи), глядя на огромное и пыльное кукурузное поле. Он сетует по поводу того, что его вызвали в школу из-за умницы-дочери, которую недавно наказали за открытое неповиновение на уроке и распространение «лжи».

На планете Земля, которая страдает от засухи, пыльных бур и страшного дефицита продовольствия, предположительно вызванного климатическими изменениями, дети не должны знать о том, что люди высаживались на Луне. Купер слышит, что басни о полетах на Луну — это все пропаганда холодной войны, находящаяся на службе капиталистического империализма. Официальную линию и политкорректность формирует и диктует фетишизированное движение в защиту окружающей среды, которое требует уничтожить любые остатки космических исследований, дабы мы помнили, что мать Земля является нашим единственным домом. Звезды — это просто отвлекающая внимание глупость. А НАСА? Официально эта организация больше не существует.

Но человечество не обречено. Купер с дочерью обнаруживают пространственно-временной тоннель неподалеку от Сатурна и выясняют, что на другой стороне есть пригодные для жизни планеты, которые вращаются по орбите вокруг черной дыры. Купера вместе с группой исследователей отправляют через этот тоннель, также называемый кротовой норой, чтобы они нашли новую Землю, где человечество, безвозвратно загрязнившее свою родную планету, могло бы начать все с чистого листа.

В антиутопии Нолана есть элементы, которые весьма правдоподобны, что вызывает тревожный дискомфорт. По какому-то мрачному совпадению Межправительственный комитет по изменениям климата одновременно с выходом «Интерстеллар» опубликовал свой вызывающий большую тревогу доклад за 2014 год. «Глобальное повышение температуры примерно на четыре градуса Цельсия или более по сравнению с концом XX века в сочетании с увеличивающимися потребностями в продовольствии создаст серьезный риск для продовольственной безопасности во всем мире (об этом можно говорить с большой долей уверенности)», — сообщается в сокращенной версии доклада для государственных руководителей.

К счастью, есть некоторые многообещающие идеи, позволяющие избежать такой судьбы. Пожалуй, самое важное в этом плане — это борьба с последствиями климатических изменений, их смягчение, а по мере возможности когда-нибудь в будущем и их устранение. Главная цель здесь как можно скорее, насколько это практически выполнимо, сократить выбросы парниковых газов, а также связать и блокировать те колоссальные объемы двуокиси углерода, которые мы уже выбросили в атмосферу.

Но есть и менее очевидные шаги, которые необходимо предпринять для улучшения нашего продовольственного будущего. В этом плане ключевым моментом будет финансирование сельского хозяйства, о чем весьма наглядно написано в новой книге под названием Finance for Food: Towards New Agricultural and Rural Finance (Финансы для продовольствия. К новому финансированию сельского хозяйства). Редактор этого сборника Дорис Кон (Doris Köhn ) стала соавтором главы о нехватке продовольствия, в которой она подробно излагает всеобъемлющий финансовый подход к проблемам мировых сельскохозяйственных рынков. Так, она делает вывод о том, что вся цепочка производства и распределения продовольствия (от фермы до вилки, от пастбища до тарелки, от зернохранилища до желудка) требует пересмотра финансовых концепций, чтобы все участники данной цепочки стремились к сокращению потерь продовольствия после сбора урожая, что, в свою очередь, поможет снизить цены и увеличить продовольственные запасы.

Даже если мы будем прилагать мощные усилия, выкачивая из Земли достаточно продуктов питания, чтобы прокормить живущие на ней миллиарды людей, планета все равно не сможет навсегда и гарантированно стать безопасным домом для человечества. В связи с этим нам надо искать другие места для проживания, надо иметь запасной план на случай глобальной катастрофы.

Но мы не можем возлагать надежды на внезапное появление кротовой норы в нашей солнечной системе, которая свяжет нас с далекими мирами вселенной, а поэтому нам придется довольствоваться своей крошечной частью галактики. Завзятый предприниматель и учредитель компании SpaceX Илон Маск (Elon Musk, он также является ее техническим директором, что всячески подчеркивает) знает об этом лучше многих. Его компания «проектирует, производит и запускает передовые ракеты и космические корабли... с конечной целью дать людям возможность жить на других планетах», говорится на вебсайте SpaceX (В фильме вопрос о перемещении на близлежащие планеты типа Марса почти не обсуждается, поэтому можно предположить, что от этих планов отказались, когда закрывали НАСА). Чтобы достичь заявленной цели, Маску придется совершить революцию в экономике космических полетов, которые на Земле до сих пор «являются единственным способом перевозки, когда для каждого полета создается новый космический корабль». Возможное решение проблемы — ракеты многоразового использования. Они смогут в считанные часы подниматься в космос, затем возвращаться, заправляться и снова лететь. Технические решения SpaceX выглядят очень многообещающе, но они пока находятся в основном на стадии опытных образцов. Проведенный недавно испытательный полет закончился взрывом в небе над Техасом после обнаружения неисправности.

Когда Купер оставляет свою ферму и семью, чтобы спасти человечество, он летит в космос на ракете такого типа, которой SpaceX хочет найти замену. Новое поколение частных компаний по полетам в космос, а также НАСА приняли вызов Тайсона о создании «транспорта завтрашнего дня», который понадобится нам для распространения нашей цивилизации на других планетах. Поэтому, хотя мрачное будущее из «Интерстеллар» вполне реально, что вызывает тревогу, у нас есть весомые основания полагать, что такого будущего нам удастся избежать.