Через год после начала украинского кризиса Западная Европа и некоторые из бывших социалистических стран с немалым трудом пытаются сдержать Россию, возглавляемую Владимиром Путиным. Российский президент не намерен соглашаться с поражением в борьбе за Украину и отказываться от своей экспансионистской политики, направленной на восстановление того геостратегического влияния, которым обладал Советский Союз.
Вот уже несколько лет Польша играет одну из главных ролей в переговорах о евроинтеграции Украины, внесла весомый вклад в урегулировании кризиса, активно выступала за введение санкций в отношении России, а сейчас значительно пострадала от ответных мер Москвы, в частности, от запрета на импорт сельхозпродукции.
Петр Кочински, координатор Программы по странам Восточной и Юго-восточной Европы в Польском Институте международных дел, утверждает в этом интервью, что твердая позиция Запада и последовательное введение санкций остановят Путина. В любом случае, он предупреждает, что немалому количеству стран стоит, подобно Украине, опасаться России.
La Tercera: После утраты Крыма Украине следует свыкнуться с мыслью о том, что ей уже никогда не удастся вернуть под свой контроль Луганскую и Донецкую области?
Петр Кочински: Под контролем так называемых «сепаратистов» находится от 30% до 40% территории Донецкой и Луганской областей, а это не весь Донбасс. Поэтому сейчас трудно что-либо говорить о будущем этого региона. Возможно, что Киев восстановит там свой контроль.
— Какие еще страны должны опасаться внешней политики Путина? Эстония и Латвия, где значительную часть населения составляют русскоязычные?
— Не только. Необходимо упомянуть также Литву и Молдавию с Приднестровьем, которое находится под российским контролем. Казахстан, где русские составляют 25% населения, Белоруссия и другие бывшие советские республики, входящие в так называемый «Русский мир». Путин рассматривает их как территории, имеющие тесные связи с русским языком и культурой, хотя они не обязательно заселены этническими русскими.
— Каков наилучший способ сдержать Путина?
— Наилучшим способом является твердая позиция Запада, давление на Россию и лично на Путина, последовательное применение санкций, там, где они эффективны. Кроме того, НАТО следует готовиться к отражению возможной агрессии со стороны России.
— Санкции в отношении России оказывают свой эффект?
— Да, оказывают, хотя для того, в полной мере его оценить, необходимо время.
— Что могут повлечь за собой санкции, помимо нанесения ущерба российской экономике и интересам олигархов, приближенных к Путину?
— Видите ли, это и есть основное воздействие санкций, и другого эффекта от них мы ожидать не можем.
— Смогут ли санкции заставить Путина больше думать о внутреннем положении, чем о возрождении того влияния, которым обладал СССР?
— Да. Если российская экономика столкнется с проблемами, то российское общество может заставить Путина изменить позицию, и ему действительно придется заняться внутренними проблемами.
— Какая роль в этом отводится Польше? Она выступит в качестве главного действующего лица или оставит эту возможность Германии?
— Польша действует в рамках Евросоюза, принимая активное участие в разработке его политики в отношении Восточной Европы, включая Россию. Мы, поляки, не хотим быть ни главными действующими лицами, ни передавать эту роль кому-либо. ЕС должен выступать как единая команда.
— Чтобы охладить возможные российские поползновения в отношении Польши, Вашей стране достаточно быть членом НАТО и Евросоюза?
— А что еще мы можем сделать? Мы считаем, что НАТО и ЕС обеспечат нашу безопасность. Больше нам никто помочь не сможет.
— Вы считаете, что началась новая холодная война?
— Да, это холодная война. Однако если раньше были два блока: западный и советский, то сейчас западный блок значительно вырос. В него входят страны, которые раньше входили в советский блок, например, Польша, Чехия, Венгрия. А Россия значительно слабее Советского Союза, но при этом она достаточно сильна, чтобы попытаться создать постсоветскую империю. С идеологической точки зрения, мы наблюдаем противоборство между западной демократией и русским национализмом.
-----------
Комментарии читателей:
gian carlo farina
Господин Кочински, оставайтесь в своем Евросоюзе, который все более увязает в проблемах. Многие входящие в него страны сталкиваются с серьезными экономическими проблемами, но не могут пойти на девальвацию евро, поскольку это единая валюта. Посмотрите хотя бы на массовые протесты, которые проходят в Бельгии и других странах из-за урезания бюджетных средств в связи с задолженностью Греции, Португалии и других стран-членов. Если так будет продолжаться и дальше, то есть над чем подумать. Как Вы считаете?