Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смерть как система

© AP Photo / Inaldo PerezСолдаты патрулируют окрестности города Кали
Солдаты патрулируют окрестности города Кали
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Существует множество теорий, призванных объяснить то, как наших глазах исчезает целое поколение латиноамериканцев. Камерунец Акилле Мбембе утверждает, что «в современных условиях суверенитет определяется способностью и возможность решать, кто может жить, а кто должен умереть». Ниже мы вкратце расскажем о том, что происходит, когда смерть превращается в систему.

Контроль над смертностью, рождаемостью, танатофилия... Существует множество теорий, призванных объяснить то, как наших глазах исчезает целое поколение латиноамериканцев. Ниже мы вкратце расскажем о том, что происходит, когда смерть превращается в систему.

Мексика потрясена, продолжаются поиски 43 учащихся педагогического колледжа в Айоцинапе, пропавших 26 сентября. В ходе поисков были обнаружены массовые захоронения, обожженные кости, обезображенные тела. Это не те, кого искали, но в любом случае они жертвы того варварского насилия, в котором погрузилась Мексика.

В Колумбии близятся к завершению переговоры о мире между правительством и «Революционными Вооруженными силами Колумбии» (FARC), самой крупной повстанческой группировкой, которая действует в стране вот уже более 50 лет. Но 1300 убийств, произошедших с начала нынешнего года в Кали — самом криминогенном городе страны — никак нельзя отнести за счет вооруженного конфликта с повстанцами. Здесь уже мы имеем дело с другой реальностью: со смертью как системой.

Камерунец Акилле Мбембе (Achille Mbembe), который дал одно из лучших определений контролю над смертностью (или некрополитике), утверждает, что «в современных условиях суверенитет определяется способностью и возможность решать, кто может жить, а кто должен умереть». Если следовать определению Мбембе, то можно утверждать, что в наиболее чудовищной форме некропролитика проявляет себя в таких городах, как Кали, где «война не подчиняется каким-либо правилам и нормам», подобно тому, как это было раньше в колониях. Таким образом, Кали, Мехико, Белем ду Пара (Belem do Parà), Сан-Паулу и Буэнос-Айрес могут рассматриваться в качестве новых «колоний», где не действуют государственные законы, а люди не свободны, потому что вопрос их жизни или смерти решают другие. «“Колониальная” оккупация является не только синонимом контроля, наблюдения и отделения, она также означает изоляцию. Это, если можно так выразиться, неполная или фрагментарная оккупация, использующая принципы современного градостроительства (периферийные анклавы, отгороженные районы)», — поясняет Мбембе.

Жители этих районов фактически живут на осадном положении, а некрополитику и контроль осуществляют военизированные формирования, наркоторговцы и другие организованные преступные группы. В итоге это ведет к самоуничтожению, не вызывая какого-либо сопротивления.

В некоторых местах, в частности, в Бразилии, перестает бытовать мнение о том, что убийства совершают исключительно маргинальные элементы, находящиеся вне закона. Согласно исследованию, проведенному Бразильским форумом общественной безопасности (FBSP), в Бразилии от рук полицейских погибают как минимум шесть человек ежедневно. В прошлом году полицейские убили 2212 человек, а за пять лет, с 2009 по 2013 год, бразильские полицейские убили больше народа, чем их коллеги из США в течение трех десятилетий: 11 197 по сравнению с 11 090.

Если нарисовать карту полицейского насилия, то станет очевидной борьба за передел городского пространства и установление контроля за городскими районами, которые могут приносить доход в результате проведения неоколониальной политики. В мире, где «слишком много» людей, некрополитика без зазрения совести приступает к их уничтожению. Если в течение веков главным побудительным мотивом этого насилия было отношение к другим людям, как к вещам (рабство, апартеид), то сейчас к этому добавляется огромный избыток рабочей силы, которая, если ее не уничтожить, может поставить под вопрос существование этой системы смерти.

Или, другим словами, «в обществе гиперпотребления ценность человеческой жизни рассматривается прежде всего с точки зрения ее экономической рентабельности, что и находит свое отражение в некрополитике».

Это и есть самое жестокое и радикальное проявление власти, включающей в себя такие варварские элементы, как устранение «ненужных» людей и полное подчинение женщины потребностям и желаниям мужчин, занимающих господствующее положение в обществе. Иначе как можно объяснить то, что, например, 50,7% мексиканских женщин подвергались физическому или сексуальному насилию, о чем свидетельствуют данные Национального опроса о динамике отношений в семьях. Строго говоря, статистические данные о насилии в отношении женщин, представленные официальными органами стран Латинской Америки и Карибского бассейна, не соответствуют действительности, о чем говорилось во время недавней Международной встречи по вопросам гендерной статистики, прошедшей с 5 по 7 ноября в мексиканском городе Агуаскальентес (Aguascalientes).

Возникшие в Центральной Америке наркогосударства также активно проводят некрополитику, и в настоящее время на первом месте в мире по числу убийств стоит Гондурас, на четвертом — Сальвадор и на пятом — Гватемала. Насилие это уже не стратегия, а краеугольный камень капитализма и способ избавления от человеческих излишков, который применяется во многих странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Гюнтерс Андерс (Günters Anders) уже указывал в 1956 году на обесценивание «человеческой личности». Но тут необходимо уточнить, что речь идет прежде всего о тех, кого Зигмунт Бауман называл «избыточными человеческими группами».