Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Путинская идеология «Великой России» в Евразии: белые победили

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во внешней политике Владимир Путин действует по модели времен холодной войны, однако его идеи об имперском величии и евразийском «особом пути» России зиждутся на реакционно-консервативном мышлении былых противников большевизма. Например, Путин считается горячим поклонником философа Ивана Ильина, который критиковал коммунистов.

Российский президент Владимир Путин во внешней политике действует по советской модели времен холодной войны, однако его идеи об имперском величии и евразийском «особом пути» России зиждутся на реакционно-консервативном мышлении былых противников большевизма. В частности, Путин считается горячим поклонником Ивана Ильина.

Среди разрушительных последствий Первой мировой войны главным, несомненно, является большевистская революция 1917 года. За поражением и крахом Российской империи последовали кровавая гражданская война, в которой большевики («красные») одержали победу над своими противниками («белыми»). Большевики обещали мир, равенство и справедливость, а «белые» боролись за восстановление старого порядка. После четырех лет, проведенных в окопах, крестьяне и солдаты уже не могли сказать ничего хорошего о «старом режиме». К тому же коммунистам удалось добиться объединения значительной части Российской империи в рамках Советского Союза. Многонациональная досовременная империя стала родиной мировой революции и социализма.

Культура поражения

Потерпевшие поражение сторонники старой России — оппозиционеры и интеллигенция различных политических взглядов (от правых до левых) — бежали за границу. В послевоенной Европе консервативные эмигранты, мечтавшие об освобождении «святой Руси» от большевистского ига, поддались влиянию фашистских и геополитических идей того времени. Иные патриоты ожидали от правой диктатуры возрождения их родины и размышляли об «особом пути» России.

Философ Иван Ильин


Среди «мыслителей в изгнании» наиболее воинственно по отношению к большевикам был настроен философ Иван Ильин (1883-1954). В фашизме он усматривал здоровую реакцию на «левый тоталитаризм» и приветствовал в 1933 году приход Гитлера к власти в роли защитника Европы от большевистского варварства. Даже после победы Советского Союза во Второй мировой войне, когда империя Сталина находилась в зените славы и могущества, Ильин верил в ее неизбежное крушение. Однако в то же время он уже успел убедиться в том, что фашизм в своем стремлении к тотальному господству «перегнул палку». Россию будущего философ желал видеть неким подобием авторитарной диктатуры в стиле Франко или Салазара. Но в то же время Ильин возмущался по поводу поддержки национальных движений за независимость в странах, находившихся под влиянием Москвы, со стороны союзников СССР в годы Второй мировой войне. Ведь они, по его словам, способствуют ослаблению советской империи, на место которой однажды должна прийти «единая и неделимая Россия», которая будет играть ведущую роль. «Исторический час пробьет», потому что русский народ восстанет из своего мнимого гроба и заявит о своих правах«, — писал в 1950 году русский эмигрант Ильин, находившийся в Швейцарии.

Другие эмигранты также мечтали о возрождении российской империи. В 1920-х годах группа философов и историков основала движение под названием «евразийство». Его участники высоко ценили обусловленные географическим положением особенности России, под влиянием которых национальный характер русского народа за минувшие столетия приобрел свои неповторимые черты, и считали его (русский характер) антропологической константой. Россия, по их убеждению, не является ни Европой, ни Азией, а совершенно самостоятельной «страной-континентом», находящейся в большей степени под влиянием Азии. Население России возникло на основе смешения славянских племен и монгольских кочевников. Поэтому романо-германская Европа ни в коей мере не подходит России в качестве образца для подражания, а в значительно большей степени таит в себе угрозу для русской культуры. Демократические и социалистические идеи занесены в Россию искусственно — либерализм и парламентаризм являются чуждыми для ее жителей. Посему подходящей формой государственного управления для нее является идеократия, при которой избранный народом руководящий класс придерживается одного мировоззрения. В будущей России место марксизма должна занять православная вера.

Либеральный политик Павел Милюков презрительно называл представления «евразийцев» Азиопой, издеваясь над их анти-европейскими воззрениями. Как остроумно заметил философ Николай Бердяев, «евразийство» является в меньшей степени интеллектуальной, нежели «эмоциональной реакцией национальных и религиозных инстинктов на катастрофу Октябрьской революции».

Некоторых эмигрантов тоска по родине заставила вернуться в Советский Союз, где они, однако, вскоре стали жертвами репрессий и «большого террора». Сталин не нуждался в советниках по вопросам идеократии, потому что со своей империалистической идеологией советского патриотизма сам был «практикующим» «евразийцем». В «веймарской» Европе русские эмигранты были чужаками не только по факту эмиграции, но и остались ими и в роли мыслителей. В СССР их книги попадали под замок в «Спецхран». Лишь небольшой горстке «избранных» — приближенных к партии — ученых-гуманитариев было дозволено читать эти книги, доставленные в Москву из Берлина или Праги, с тем чтобы они оказались «подкованы» для дальнейшей идеологической борьбы против классового врага.

Возрождение на государственном уровне

Но эти времена давно остались в прошлом. Останки Ивана Ильина в 2005 году были перевезены из Швейцарии в Москву и перезахоронены на территории Донского монастыря. Труды мрачных учителей «евразийцев» заполняют стеллажи в книжных магазинах, их изучают ученые. Больше того: эмигранты, придерживающиеся их идеологии евразийского культурного пространства, добрались до самого верха политической власти. Так, к примеру, российский президент Владимир Путин признался, что является горячим поклонником идей Ивана Ильина. Он рекомендовал чиновникам изучать его труды подобно тому, как раньше изучались труды Ленина. Представлениями о «русском мире», типичными для иных обитателей Праги или Берлина в 1920-х и 1930-х годах, нынче российские власти подкрепляют свои геополитические амбиции.

В своих речах, например, в телеобращении к народу 17 апреля 2014 года (уже после присоединения Крыма к России) Путин говорит, что русский народ является некой смесью «различных этносов, народов и наций», что у России есть свои, особенные ценности, которые отличаются от западных. «Конечно, мы менее прагматичны, чем представители других народов, но в этом выражается и величие нашей страны». У русского народа, по словам Путина, более высокое моральное предназначение, которое еще со времен Достоевского считается частью националистического стереотипа. Русский, в отличие от европейца, обращен «наружу», открыт для мира, он не жаждет денег и готов отдать жизнь за Родину. «Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности».

Поэтому нет ничего удивительного в том, что крушение советской империи создало массово-психологический фон, на котором интеллектуальное наследие настроенных против Запада эмигрантов (таких, как великодержавный шовинист Иван Ильин) и «евразийцев» в итоге оказалось возведено в ранг государственной идеологии. Владимир Путин теперь восхваляет победы русских полководцев в годы Первой мировой войны и обвиняет большевиков (которые, как известно, выступали за поражение своей страны) в предательстве национальных интересов. Теперь же мечтатели-изгнанники посмертно являют собой доказательство высокого морального предназначения русского народа и его готовности умереть во имя Отечества в украинских степях. Через сто лет после Октябрьской революции «белые», наконец, победили.