Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Справедливость для еврейских беженцев

30 ноября впервые отмечается День еврейских беженцев из арабских стран

© flickr.com / Evgeni ZotovЕврейское кладбище в Марокко
Еврейское кладбище в Марокко
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В канун создания государства Израиль и сразу после этого события из арабских стран были изгнаны или бежали около 850.000 евреев. Для некоторых День памяти стал запоздалым признанием их национального наследия, за которое они долго боролись. Другие хотят придать своим страданиям политический смысл.

В канун создания государства Израиль и сразу после этого события из арабских стран были изгнаны или бежали около 850.000 евреев. Для некоторых День памяти стал запоздалым признанием их национального наследия, за которое они долго боролись. Другие хотят придать своим страданиям политический смысл.

Для Меира Кахлона, председателя объединения организаций евреев-выходцев из арабских государств, наступил день исторического значения. Впервые государство Израиль официально признало факт страданий, выпавших на его долю, долю его семьи и еще 850.000 евреев, которые были вынуждены бежать или были изгнаны из Ливии, Алжира, Марокко, Туниса, Ирана, Сирии, Ирака, Йемена, Египта и других арабских и мусульманских стран, в канун объявления независимости Израиля и вскоре после этого события.

«До сих пор говорили об арабских беженцах, но не о еврейских. Сегодня мы отмечаем День памяти изгнания евреев из арабских стран», — заявил Кахлон срывающимся голосом во время выступления в Бар-Иланском университете, где проходила конференция по этому поводу под названием «Исход, эмиграция, изгнание».

30 ноября государство отмечает День памяти еврейских беженцев из арабских стран, в соответствии с законом, инициированным депутатом Шимоном Охайоном (партия «Наш дом Израиль»). Дата выбрана не случайно — на следующий день после голосования в ООН по разделу подмандатной Палестины и созданию еврейского государства. «Арабские страны не признали решения ООН, и в них начались еврейские погромы. Мы хотим запомнить этот день, как день нашей Накбы. Это не только палестинская Накба, это и наша Накба, евреев, которых убивали и выгоняли из арабских стран», — сказал Кахлон газете «Гаарец».

В 1948 году в арабских и исламских странах проживало около миллиона евреев. Самая большая община была в Марокко, где жили примерно 250.000 евреев. Сегодня во всех арабских странах проживают пару десятков тысяч евреев.

Кахлон родился в ливийском Триполи в 1938 году. В этом городе до 1948 года существовала еврейская община, насчитывавшая около 40.000 человек. Его отец, Шалом Кахлон, приехал в Триполи из Аль-Хумса, в северо-западном районе Ливии, и женился на Маргалит-Гита Фадлон. Дядя с отцовской стороны возглавлял еврейскую общину Зуары, города на тунисской границе. Одним из предков был раввин Биньямин Кахлон.

Его мать погибла в 1942 году в Холокосте. «Немцы и итальянские фашисты пришли забрать отца в лагерь на работы. Мать не хотела впускать их и держала дверь. Они выломали дверь, мать упала и на следующий день умерла», — рассказал Кахлон. Потом семья с помощью взяток сумела бежать из Триполи и найти убежище в Зуаре. «Евреи уже не чувствовали себя в безопасности, но все равно продолжали жить и работать там. В 1945 году погромщики сжигали синагоги и убили 133 человека», — сказал он.

Когда ему было восемь лет, старшая сестра научила его словам песни «Дунам тут, дунам там». Эту песню написал Йегошуа Фридман о деятельности ККЛ, выкупавшей земли в Эрец-Исраэль. В 1949 году 11-летний Кахлон вместе с отцом, братьями и сестрами репатриировался в Израиль на судне «Комемиют». Много занимался общественной деятельностью и бизнесом, но при этом обнаружил, что государство пренебрежительно отнеслось к истории его семьи и других евреев из арабских стран.

«Мы всегда были вторыми по значимости. В школе меня никогда не просили, чтобы я рассказал о своих родителях, не заботились, чтобы я узнал их историю. Это причиняло мне боль. Меня злило, что говорили только о Холокосте европейских евреев, но не о нашем. Конечно, в Европе погибло гораздо больше евреев. Но недопустимо, чтобы на экзаменах на аттестат зрелости спрашивали о кишиневском погроме, а о погроме в Триполи — нет. В Ливии людей тоже отправляли в лагеря. Ливийские евреи тоже были вынуждены скрываться и страдать», — сказал Кахлон.

В Центре наследия ливийских евреев в Ор-Йегуде эта история задокументирована. Там хранится список имен погибших, включая раввина Йосефа Тшуву, деда бизнесмена Ицхака Тшувы. Раввина зарезали в синагоге в Триполи в 1948 году.

Борьбу Кахлона и организаций евреев-выходцев из арабских стран поддержала международная структура под названием «Справедливость для евреев из арабских стран», созданная в 1999 году. Цель организации — вынести на повестку дня проблему еврейских беженцев, чтобы во всех будущих переговорах компенсацию получили не только палестинские беженцы, но и евреи, выброшенные из своих домов.

«Всякий раз, когда мир рассуждает о ближневосточных беженцах, вспоминают только палестинцев. Но на самом деле были две группы беженцев», — сказал доктор Стэнли Урман, гендиректор этой организации, проживающий в Монреале. — «Наша цель — привлечь внимание к страданиям и к правам еврейских беженцев из арабских стран. Они появились в то же время и почти в таком же количестве».

Урман исследовал в последние годы деятельность ООН в отношении беженцев и обнаружил неравенство между палестинскими и еврейскими беженцами. С 1946 до 2014 года Генеральная Ассамблея и Совет безопасности ООН приняли 197 решений по палестинским беженцам и ни одного — по еврейским.

Единственное исключение — знаменитая резолюция СБ ООН № 242, принятая после Шестидневной войны 1967 года. В ней подчеркивается необходимость «справедливого решения проблемы беженцев», без указания на конкретную группу. «Британские и американские представители позднее говорили, что специально добились такой формулировки с целью добиться признания прав еврейских беженцев», — сказал Урман. Он предупредил, что, если в будущем мирном договоре не будут защищены права этих людей, то это станет последним предательством государства Израиль по отношению к восточным евреям и окончательно разрушит их надежды на справедливость.