С некоторым опозданием финансовые рынки осознали, что 16 июля для России сопоставимо с кризисом инвестиционного банка Lehman Brothers. В этот день Соединенные Штаты ввели секторальные санкции против России из-за ее военной агрессии в восточной части Украины. Спустя две недели Евросоюз ввел аналогичные санкции. Однако лишь в декабре рынки осознали серьезность и решительный характер принятых мер.
С июля Россия не получила никакого значительного международного финансирования — не получила его даже от китайских государственных банков, — потому что все боятся американских финансовых регуляторов. Как и весь мир после банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers 15 сентября 2008 года, Россия страдает от замораживания ликвидности. Оно не прекратится, пока не будут сняты американские финансовые санкции.
Без международного финансирования российские компании — как частные, так и государственные, — неспособны провести рефинансирование, но вынуждены оплачивать все иностранные долги, сроки погашения которых истекают. Небольшой российский внешний долг в сравнении с ее валовым внутренним продуктом не имеет особого значения. В данном случае важно лишь соотношение внешнего долга с ликвидными международными резервами и балансом по текущим операциям. Это означает, что на конец 2014 года ликвидные международные резервы России составляют 202 миллиарда долларов против общей иностранной задолженности в 600 миллиардов долларов, и при этом еще надо учитывать отток капитала, который в этом году достиг отметки 125 миллиардов долларов. И в 2015, и в 2016 году Россия должна будет погасить долги в размере 100 миллиардов долларов с учетом активного сальдо по торговым операциям. Другими словами, это означает, что российские ликвидные резервы закончатся через два года.
Официально золотовалютные резервы Центрального банка России составляют 416 миллиардов долларов, но не все они являются ликвидными. Запасы золота находятся на уровне 45 миллиардов долларов. Официальные золотовалютные резервы включают в себя еще два суверенных фонда — Фонд национального благосостояния (82 миллиарда долларов) и Резервный фонд (89 миллиардов долларов), управление которыми осуществляется Министерством финансов.
До 10 декабря цены на нефть и обменный курс рубля двигались в тандеме, как это традиционно и происходит. С середины июня цена на нефть сократилась на 45%, и рубль понизился на 39% по отношению к американскому доллару. За последние четыре торговых дня рубль опустился значительно ниже, чем цена на нефть — на 25% против 6%. И в этом диспаритете скрывается определенный смысл. Обменный курс должен терять больше, чем цена на нефть, поскольку на него влияет также замораживание ликвидности. Центральный банк России оказывается из-за этого беспомощным. Что бы он ни делал, российская экономика все равно будет дестабилизирована. 12 декабря российский Центральный банк поднял ключевую ставку на 100 базисных пунктов до 10,5%, однако падение рубля продолжилось. В ночь на 15 декабря Центральный банк попытался наверстать упущенное и повысил ставку до 17%, однако обвальное падение рубля не прекратилось.
Сергей Алексашенко, бывший заместитель главы Центрального банка России, через российские средства массовой информации призвал резко повысить процентную ставку до 100%. Если Центральный банк проводит интервенцию, то его резервы быстро иссякают. Введение валютного контроля является вероятным, однако подобные шаги никогда не приносили желаемого результата в России. Никакая монетарная политика не может предоставить необходимое для улучшения ситуации средство, потому что основной проблемой продолжает оставаться замороженная ликвидность.
Замороженная ликвидность, падение цены на нефть и финансовый хаос неизбежно нанесут ущерб реальной экономике. Президент Владимир Путин подчеркнул, что пока рубль падает вместе с ценой на нефть, рублевые доходы государственного бюджета остаются примерно на том же уровне. Однако, как указывает г-н Алексашенко, проблема находится на расходной стороне бюджета. Цена импорта резко выросла из-за обвального падения рубля, и это ударит по государственному бюджету, а также по всем составляющим валового внутреннего продукта. Нынешний финансовый обвал неизбежно нанесет большой ущерб российской экономике. Согласно прогнозу, сделанному Центральным банком России 15 декабря, ВВП в 2015 году сократится на 4,5-4,7%, если цены на нефть останутся на уровне 60 долларов за баррель.
Поскольку главной причиной возникших сложностей являются западные финансовые санкции, то единственным реальным средством для исправления ситуации является их отмена. Кремль может добиться этого в том случае, если он полностью и достоверно выведет все свои войска и вооружения из восточной Украины. Никакие другие действия, вероятно, не будут иметь существенного экономического эффекта.
Серьезный политический урок, который может быть извлечен из этой драмы, состоит в том, что финансовые санкции являются намного более эффективным инструментом в современном глобализованном мире, чем многие полагали.
Автор статьи является старшим научным сотрудником Института мировой экономики Петерсона (Peterson Institute for International Economics).