Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Миссия невыполнима II: долгий путь китайского авианосца домой

После заключения сделки на покупку первого китайского авианосца перед Сюй Цзэнпином встала новая проблема: как доставить его в Китай?

© AP Photo / Xinhua, Zha ChunmingИстребитель J-15 взлетает с палубы авианосца «Ляонин»
Истребитель J-15 взлетает с палубы авианосца «Ляонин»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1998 году бизнесмен Сюй Цзэнпин одержал одну из самых блестящих военных побед: ему удалось убедить украинскую судоверфь продать ему незаконченный авианосец за 20 млн долларов. После финального платежа гигантский авианосец стал его собственностью. Теперь ему оставалось доставить его в Китай. Но лишь в 2002 году он прибыл в порт Далянь.

В 1998 году бизнесмен из Гонконга Сюй Цзэнпин (Xu Zengping) одержал одну из самых блестящих военных побед: ему удалось убедить украинскую судоверфь продать ему незаконченный советский авианосец за 20 миллионов долларов. Сюй, бывший член баскетбольной команды военного округа Гуанчжоу, получил распоряжение от чиновников военно-морских сил купить от имени Китая авианосец, но сделать это он должен был за счет собственных средств и без поддержки Пекина.

Сюй заключил сделку по итогам нескольких дней переговоров, во время которых алкоголь лился рекой, и к 30 апреля 1999 года, после осуществления финального платежа, гигантский авианосец стал его собственностью. Теперь ему оставалось лишь доставить его в Китай.

Долгий путь домой

Руководство украинской судоверфи ясно дало понять, что оно не станет брать на себя ответственность за доставку корабля из Черного моря в Китай. Буксировка авианосца через Атлантику и далее до нового порта базирования в городе Далянь, провинция Ляонин, стала головной болью новоиспеченного владельца.

Его команда заключила контракт с голландской компанией International Transport Contractors (ITC) на буксировку по всему маршруту, и 14 июня 1999 года, спустя четыре месяца после осуществления финального платежа, команда авианосца и буксир Sable Cape, наконец, подняли якоря. Все складывалось очень удачно, пока они не достигли пролива Босфор, морской границы между Востоком и Западом, находящейся на территории Турции.

За несколько недель до отплытия авианосца из украинского порта отношения между Китаем и США ухудшились. 7 мая 1999 ВВС США нанесли бомбовый удар по зданию китайского посольства в Белграде в ходе воздушной войны НАТО против Югославии, спровоцировав тем самым антиамериканские протесты в Китае.

В результате Турция, будучи союзником возглавляемого США блока НАТО, отказала авианосцу в проходе через пролив. Команда ждала целый месяц, но Турция была непреклонна, и авианосцу пришлось вернуться на Украину.

«Я чувствовал себя абсолютно беспомощным весь тот месяц, пока корабль стоял у входа в пролив Босфор. В какой-то момент я приготовился к худшему: мы скорее пустили бы этот гигантский корабль на дно пролива, чем позволили бы ему попасть в руки стран, враждебных Пекину, таких как, к примеру, Япония», — рассказывал Сюй.

Корабль простоял в черноморском порту еще 15 месяцев, пока ветер вновь не сменился в пользу Сюй. В Пекине после многих лет сопротивления руководство переменило отношение к проекту. После бомбового удара по китайскому посольству вопросы обороны вернулись в повестку дня, и Пекин решил, что ему необходим этот авианосец, чтобы сдерживать США.

В апреле 2000 года тогдашний председатель КНР Цзян Цзэминь (Jiang Zemin) посетил Анкару. Он пообещал призвать китайских туристов ездить в Турцию и открыть рынок Китая для турецких товаров. Это сработало, и 25 августа 2001 года Турция приняла решение разрешить проход авианосца через Средиземное море.

Авианосец вновь вышел в Черное море. 1 ноября 2001 года турецкие власти закрыли пролив для судоходства, чтобы пропустить огромный корабль и его эскорт, состоявший  из 11 буксиров и 15 спасательных судов.

Однако, шторма оборвали тросы, соединявшие авианосец с буксирами, снова поставив весь этот проект под угрозу. В какой-то момент корабль свободно дрейфовал на протяжении четырех дней в Эгейском море, недалеко от остова Скирос, пока его снова не взяли на буксир.

Оставшуюся часть года авианосец медленно шел за своими буксирами по Средиземному морю, через Гибралтарский пролив и Атлантику. Он обогнул мыс Доброй Надежды, прошел Малаккским проливом, и 3 марта 2002 года пять буксиров доставили его в порт Далянь.

Сюй признался, что в тот момент ему показалось, будто «блудный сын вернулся домой».

«Но я испытал окончательное облегчение только тогда, когда спустя 12 лет он был формально введен в строй нашего флота. Ощущение было такое, будто я увидел, как мой сын вырос и женился».

Горькая радость

Это было отрадное чувство, но радость Сюй была омрачена одним обстоятельством: ему пришлось взять на себя оплату простоев в порту и стоимости буксировки.

«20 миллионов долларов — это только аукционная цена авианосца. В действительности с 1996 по 1999 год я заплатил по этой сделке более 120 миллионов долларов. И я до сих пор не получил ни единого феня от правительства. Я просто передал корабль военно-морскому флоту».

Чтобы оплатить счета, в 1999 году Сюй был вынужден продать свой роскошный дом на горе в Гонконге и заложить недвижимость общей площадью в 280 тысяч квадратных метров на острове Пэн Чау.

По словам источника, осведомленного о подробностях сделки по авианосцу, Сюй был вынужден взять на себя все расходы, потому что многие из офицеров военно-морского флота, убедивших его решиться на эту миссию, либо умерли, либо попали в тюрьму. «Цзи Шэндэ (Ji Shengde), бывший глава военно-морской разведки, поручил Сюй заключить сделку, — сообщил источник. — Но позже Цзи был отправлен в отставку, и в 2000 году он был приговорен к смертной казни с отсрочкой за причастность к скандалу с контрабандой в провинции Фуцзянь».

По мере того как одна задержка следовала за другой, а затраты росли, Сюй был вынужден продолжить распродажу личных активов. Кроме того, ему пришлось забросить свой бизнес.

Он брал деньги в долг у своих гонконгских знакомых: один из его друзей одолжил ему 230 миллионов гонконгских долларов.

«Я потратил 18 лет на то, чтобы полностью выплатить долги с процентами, и последний платеж по долгам я сделал только в этом году. Я почувствовал огромное облегчение, поскольку моему другу уже 81 год, а я пообещал себе полностью рассчитаться с ним, пока он еще жив».

Правовое минное поле

Из-за своих долгов Сюй оказался вовлечен в несколько судебных процессов. «Мне казалось, будто до сделки у меня было в распоряжении три полноценных армейских полка, а в результате я остался лишь с одной полевой кухней», — признался он.

Как пишет автор книги «Китайский авианосец» (China's Carrier), опубликованной издательством China Development Press, Сюй в течение многих лет вел переговоры с Государственным Советом о выплате компенсации, но Пекин в итоге возместил лишь аукционную цену корабля в размере 20 миллионов долларов, настаивая на том, что прочие расходы будут оплачены только при условии, если Сюй предоставит чеки или расписки.

«Это нелепо и несправедливо. Как можно было получить от украинцев расписки за угощения, подарки и пачки долларовых купюр? И как быть с другими издержками, возникавшими в процессе сбора средств?» — сообщил осведомленный источник. К примеру, эти издержки включали 6 миллионов гонконгских долларов, уплаченных за официальный документ от правительства Макао, который при покупке корабля позволил подтвердить его легенду о будущем плавучем казино.

Один из друзей Сюй рассказал, что расходы по сделке обернулись для Сюй серьезными финансовыми проблемами. «В течение долгих лет он был вынужден зависеть от финансовой поддержки своих друзей. Он даже не мог оплатить обучение своих сыновей за границей. К счастью, оба сына получили полные стипендии от двух американских университетов благодаря своим баскетбольным талантам».

Сюй рассказал, что центральное правительство отказалось платить по счетам, потому что «в конце 90-х годов у военно-морского флота не было достаточного бюджета из-за плачевного состояния китайской экономики в то время».

«Но это же не причина. Как китайскому правительству удалось начать кампанию “двух бомб и одного спутника” в конце 1960-х годов? Это было самое тяжелое время для Китая. Тогда многие голодали», — пояснил Сюй, имея в виду национальные программы по разработке атомной и водородной бомб и запуску в космос первого беспилотного исследовательского космического аппарата.

«За последние два десятилетия Китай совершил серьезный экономический прорыв, однако правительство до сих пор неспособно использовать эту силу, чтобы поставить страну на путь устойчивого развития, сделав оборонную промышленность одним из ключевых секторов».

Но сделка по авианосцу принесла Сюй немалое удовлетворение. «Некоторые военно-морские эксперты говорили мне, что эта сделка помогла стране сэкономить по крайней мере 15 лет, которые были бы потрачены на научные разработки, — сказал он. — Я ничего не боялся и был решительно настроен выполнить свою миссию. В конце концов, это косвенно подтолкнуло центральное правительство изменить свою оборонную политику».

Обсуждение
Комментариев: 25
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
L
L.F.Ant
1 февраля 2015, 00:37
Прекрасный сюжет для фильма!!
д
драфт
1 февраля 2015, 08:03
поправлю: для китайского фильма
АГ
Александр Глушков
1 февраля 2015, 13:55
На 35-40 серий. "А зори здесь тихие", лишь краткое изложение, уложилось всего в 10 серий (??).
KN
K. Nemo
1 февраля 2015, 01:00
И в Китае, присутствует "кидалово"!, причём на гос-уровне......
1 февраля 2015, 01:31
на счет того - кто кого пытался кинуть.... большой вопрос... не даром его знакомого из разведки расстреляли, а ему оплатили только те расходы, которые он смог документально обосновать... вполне возможно, что украинцам он заплатил меньше, ну а сумму они ему вписали, которую сам попросил за долю малую..
KN
K. Nemo
1 февраля 2015, 01:42
Возможно и такое..
Г
Геката
1 февраля 2015, 18:17
Да скорей всео так и было -)))ь хохол и китаец эт хана евреям и саксам -)) Решительно заявляю банить здоровью вредить -))
о
ортодокс
1 февраля 2015, 03:57
да ничего страшного, от большого немножко - не грабеж, а дележка Наш бизнессмен тоже яйца купил и государству подарил, фаберже они и в России фаберже
1 февраля 2015, 02:31
бизнесмен из Гонконга Сюй Цзэнпин одержал одну из самых блестящих военных побед Но победа какая-то странная, так как: - сам бизнесмен Сюй - разорился, - Китай тоже не в восторге и поэтому не оплатил Сюю даже расходы - Хохлы вообще в расстройстве - продешевили (20$ млн. даже по карманам рассовать это просто мелочь, а ведь лет через 7-8 Россия бы забашляла бы несколько млрд.) - Россия также не довольна столько трудов, столько технических решений все пропало, приходится покупать "Мистрали". Чья же эта победа?
k
kaa2
1 февраля 2015, 02:34
Мавр сделал своё дело даже если мавр - китаец
Ан
Американцы на Луне не были
1 февраля 2015, 03:06
Пусть спасибо скажет, что не посадили или не расстреляли. Ато ищь чё удумал аферюга, денег со своими дружками с государства народного срубить.
A
AlfaCentavra111
1 февраля 2015, 03:06
Вообще-то Украина продала Китаю не один авианосец, а два. Второй (если не путаю) стоит в Макао и используется как ресторан-гостиница. Впрочем Россия тоже лыком не шита. Китайцам продали документацию на палубный самолёт (без чего авианосец не авианосец), а также ещё один авианосец, но, уже Индии. Ну и ещё один ньюанс: так как авианосец считался собственностью России (во всяком случае так Россия считала), то, разрешение на его продажу китайцам украинцы получали в Москве. Впрочем, собственником судоверфи в Николаеве на момент продажи авианосца уже был российский бизнесмен, так что именно с ним китаец и решал вопросы.
1 февраля 2015, 03:49
Россия тоже лыком не шита)) теперь можно спать спокойно.. главное, что у сосида корива сдихла
о
ортодокс
1 февраля 2015, 04:04
интересно, какие технологические секреты приобрели китайцы с покупкой готового корабля, я так понимаю техдокументация в сделку не входила, только паспорт транспортного средства и инструкция по эксплуатации. Столько лет прошло, а киты так авианосец и не родили.
N9
N 99
1 февраля 2015, 12:54
Неправильно понимаете, входила, читайте вчерашнюю статью. У китайцев сейчас в постройке несколько авианосцев,- куда им спешить?
1 февраля 2015, 03:20
�20 миллионов долларов — это только аукционная цена авианосца. В действительности с 1996 по 1999 год я заплатил по этой сделке более 120 миллионов долларов. Врет этот китаец как сивый мерин в лунную ночь. Выходит он на подкупы и подарки потратил 5/6 суммы. Тем более, что он не сумел представить в качестве подтверждения расходов договор на транспортировку судна (вторая большая часть расходов). Вероятнее всего, что большая часть денег легко в собственный карман. Но дальше произошел облом. Правительство КНР решило не возмещать эти "потраченные средства", а подельники - оффицеры-лоббисты либо умерли, либо попали в тюрьму. Что-то не верится, что китаец действовал только на свой страх и риск. Отсюда вывод - умерь свою жадность. Заломил бы за расходы чуть поменьше - получил бы доход.
АГ
Александр Глушков
1 февраля 2015, 14:02
Доставка ТАКОГО неуправляемого корыта многого стоит! Он же совсем пустой, с малой осадкой, у него парус 270 на 70 м !
о
ортодокс
1 февраля 2015, 03:55
Как можно было получить от украинцев расписки за угощения, подарки и пачки долларовых купюр Ничего не меняется, сейчас это так же невозможно как и тогда. Хохлы просра..ли все, что стоило хоть каких то денег: авианосцы, ракетные технологии, аны, патронные заводы, чтож это за нация такая. 23 года существовали на советском наследстве, но и оно закончилось. Что дальше, распад упадок и гниение
t
traditionalist
1 февраля 2015, 06:35
И было еще много таких историй со счастливым концом для воров и других государств. Агенты США "Меченый" и "Алкаш" достойно поработали на благо родины...
1 февраля 2015, 09:13
это вы с точки государственника мыслите.. а для расхитителя - миллиард в народном/предприятия кармане - намного меньше, чем миллион в своем личном;)
M
Mit
1 февраля 2015, 11:53
20 миллионов Это бред какой то за 20 миллионов долларов авианосец на 75% готовый Построить торговый центр небольшой стоит 50 миллионов долларов
c
cтарый_эльф
1 февраля 2015, 13:42
Построить торговый центр небольшой стоит 50 миллионов долларов небольшой торговый центр, тыс на 50 квадратов стоило построить в Москве 2 миллиарда рублей
N9
N 99
1 февраля 2015, 12:56
Сдаётся мне, что "бизнесмен из Гонконга" пытался нажиться больше, чем предпологалось контрактом. Не выгорело.
o
o_s_a
1 февраля 2015, 21:51
Блин, чувствует моя пятая точка, что Россия опять что-то такое выкинет, что все эти дорогостоящие игрушки станут не нужны. Мы же умеем мыслить нее стандартно. Китай умеет хорошо копировать. Но многие вещи и они не в состоянии скопировать. Например, лопатки турбин реактивного двигателя истребителя. Многие вещи надо пережить переспать с ними. Понять, почему конструктор сделал так, а не этак. Так что пусть строят. А дальше что?
k
kirifly
3 февраля 2015, 11:47
кто и что продал все советские авианосцы продала Россия, а точнее, те кто был в 90-тые у власти. "МИНСК" и "НОВОРОССИЙСК" всего за 5,5 (ПЯТЬ) млн (!!!) долларов США каждый, типо на металолом. "МИНСК" теперь стоит в Китае как музей советского ВМФ и Космонавтики (сам бык и видел). "КИЕВ" тоже в Китае, тоже музей (видел, но не посетил). "НОВОРОССИЙСК" (там служил)вроде распилили. за эту аферу так ни кто и не сел. mypage.sbor.net/psv/SeaWolf/afera.htm "БАКУ" переделалы и продали Индии. остался "АДМИРАЛ КУЗНЕЦОВ". вот теперь какието МИСТРАЛИ пытается купить. "водку продать, деньги пропить" Украина продала почти готовый "ВАРЯГ" китайцам, которые его достроили и исползуют и "УЛЬЯНОВСК" порезали на лом на стапеле. все делают свой бизнес, ничего личного-патриотичного
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем