Начиная с настоящего момента и до дня всеобщих выборов, которые состоятся в Соединенном Королестве в мае, у Дэвида Кэмерона (David Cameron) не запланировано практически никаких зарубежных поездок. После его встречи с Бараком Обамой в Белом доме месяц назад, домоседливый премьер-министр намеревается посвятить все свое время предвыборной кампании у себя на родине, совершая лишь максимально короткие поездки на основные европейские саммиты. То, чем г-н Кэмерон сейчас, по всей видимости, занимается, является не столько «кампанией с переднего крыльца» — американская тактика, в рамках которой кандидат находится дома и ждет, пока его сторонники покорно придут к нему сами — а скорее «кампанией с заднего двора», в рамках которой он демонстративно решает насущные проблемы местного уровня, не уделяя особого внимания глобальным вопросам внешней политики.
В год всеобщих выборов за такой тактикой стоит вполне очевидная логика. Но его действия представляют собой проявление довольно тревожного обстоятельства, а именно желания г-на Кэмерона притвориться, что Британия может поднять разводные мосты, отделившись от остального мира. Эта иллюзия — сильно отличающаяся от иллюзии о том, что Великобритания может или должна решать мировые проблемы — нашла свое отражение в украинском кризисе и в греческом долговом кризисе, который в пятницу, 20 февраля, обсуждали министры финансов еврозоны. Две недели назад сэр Ричард Ширрефф (Richard Shirreff) многозначительно спросил: «Где Британия?» На этой неделе эта тема снова всплыла в докладе комитета Палаты лордов по России и Украине, где было отмечено, что Великобритания и Европа «вступили в кризис будто во сне», «катастрофически неверно» истолковали ситуацию, а Соединенное Королевство не проявило «достаточно деятельного или заметного участия».
Этот доклад комитета Палаты лордов представляет собой тщательный анализ самого опасного акта агрессии в Европе за последние 20 лет — возможно, даже за последние 50 лет. Выводы его авторов имеют огромное значение, потому что они, с одной стороны, являются анализом недавнего прошлого, с другой — указателем, направленным в будущее. В докладе говорится, что Евросоюз должен был предвидеть приближение конфликта и он слишком медленно приспосабливался к реалиям российской стратегии. Вторя словам бывшего главы MI6 сэра Джона Соэрса (John Sawers), выступившего на этой неделе с речью, в которой он призывал взаимодействовать «с той Россией, которая есть, а не с той Россией, которую нам хотелось бы видеть», авторы доклада утверждают, что западная политика строится на чрезмерно оптимистичных предпосылках. Они упрекают Министерство иностранных дел Соединенного Королевства и другие государства Евросоюза в том, что те отодвинули на второй план аналитическую работу по России — что обернулось в том числе падением уровня языковых навыков и квалификации дипломатов на местах, а это в свою очередь привело к тому, что сдвиги в политике Москвы были неверно истолкованы и недооценены. Результатом всего этого, как сказал сэр Джон на этой неделе, стали «несчастья украинцев. Но, вполне вероятно, это наименее опасный из возможных исходов».
В этом докладе также говорится о серьезных ошибках в управлении. Авторы указывают на отсутствие стратегии, которая позволила бы противостоять России Владимира Путина, одновременно избегая начала гораздо более страшной войны, чем та, что до сих пор имеет место на востоке Украины. Отсутствие такой стратегии — это вина Великобритании в той же степени, что и Евросоюза. Однако часть вины все же лежит на Британии, и эту ситуацию необходимо исправлять. Если этого не сделать, то опасность политики оппортунизма — от которой могут пострадать, в том числе, страны Балтии — продолжит расти. Когда в понедельник, 23 февраля, г-н Кэмерон будет выступать перед членами парламента с речью о ситуации на Украине, его нужно будет призвать к ответственности за то, что Великобритания несет на себе часть ответственности за провал. И ему не стоит перекладывать всю вину на Евросоюз. Но ему также не стоит позволять размахивать саблей, которая оказалась тупой как раз в тот момент, когда это имело значение. Речь идет о настоящем сотрудничестве с союзниками, а не о дважды разогретом черчиллизме.
Все политические партии Великобритании должны четко осознавать последствия событий на Украине. Среди вариантов решения этого кризиса, несомненно, есть не только военные сценарии. Основное место среди них занимают экономические и политические сценарии. Однако события на Украине также ставят перед нами вопросы военного характера. И эти вопросы касаются альянса НАТО, члены которого за последние пять лет сократили свои военные расходы в среднем на 20%, тогда как Россия увеличила их на 50%. Если говорить о Великобритании, то события на Украине ставят под сомнение обоснованность планов по государственным расходам нынешнего правительства, которые подразумевают сокращение расходов на оборону на 36% в период работы парламента следующего созыва и на 11% в период работы парламента текущего созыва. Сокращения расходов подобного масштаба приведут к таким последствиям, которые нельзя будет просто проигнорировать.
Членам НАТО необходимо обсудить возможные сценарии с большей честностью и спокойствием, чем это происходило до сих пор. И в рамках своих предвыборных кампаний в Соединенном Королевстве кандидаты должны обсуждать подобные вопросы. Эти дискуссии вовсе не обязательно приведут к увеличению расходов на оборону, на которых настаивает военное лобби. Существует множество вариантов расходования средств внутри существующих военных бюджетов. Однако выбирать среди этих вариантов необходимо с широко открытыми глазами и без всяких предубеждений.