Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Американо-Китайская технологическая война: ответный удар Пекина

Иностранные технологические компании должны будут либо подчиниться жестким надзорным требованиям, либо уступить место китайским конкурентам

© Fotolia / designsolimanИнтернет в Китае
Интернет в Китае
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Новый китайский антитеррористический законопроект всерьез встревожил американский технологический бизнес. На фоне разгорающейся технологической войны между США и Китаем из-за лазеек для слежки в программном обеспечении и предпочтения, оказываемого местным программам, Китай явно вознамерился отплатить Соединенным Штатам их же монетой. Законопроект уже навлек на себя критику.

Новый китайский антитеррористический законопроект всерьез встревожил американский технологический бизнес. На фоне разгорающейся технологической войны между США и Китаем из-за лазеек для слежки в программном обеспечении и предпочтения, оказываемого местным программам, Китай явно вознамерился отплатить Соединенным Штатам их же монетой. Законопроект уже навлек на себя критику со стороны международных правозащитных организаций, включая Amnesty International и Human Rights Watch, считающих его попыткой узаконить под прикрытием борьбы с терроризмом произвол и нарушения прав человека. Вдобавок Китай решил использовать собственное определение терроризма, согласно которому это понятие включает в себя «любые мысли, слова или деятельность, нацеленные на то, чтобы с помощью насилия, диверсий или угроз вызвать панику в обществе, повлиять на государственную политику, разжечь межнациональную вражду, подорвать государственную власть или расколоть страну». Подобные формулировки сильно размывают значение слова на «т».

Даже если оставить в стороне проблему прав человека, антитеррористический законопроект будет иметь серьезные последствия для работающих в Китае иностранных компаний. По данным Reuters, планируемые китайским правительством меры, фактически, означают, что этим компаниям придется «передать властям шифровальные ключи и предусмотреть в своем программном обеспечении специальные “лазейки”». Вдобавок фирмам придется хранить важнейшие данные — особенно информацию о жителях и гражданах Китая — на китайской земле. Тяжелые последствия этого закона могут привести к замораживанию деятельности ряда западных компаний в Китае, который остается второй по величине экономикой в мире и рынок новых технологий в котором стремительно развивается.

На первый взгляд, главные проблемы, связаны с тем, что, по новому закону, западным фирмам — не только технологическим, но и финансовым, и производственным — придется в серьезной мере пожертвовать безопасностью. Фактически, доступными для китайских чиновников окажутся и корпоративные секреты, и финансовые данные. Новый закон также запретит использование безопасных виртуальных частных сетей (VPN), которые могли бы помочь обойти эти требования.

Дипломатическую реакцию США на китайские инициативы, вероятно, лучше всего характеризует тот факт, что четыре члена кабинета Обамы, включая госсекретаря Джона Керри (John Kerry) и торгового представителя Майкла Фромана (Michael Froman), выразили в своем письме китайскому правительству «серьезное беспокойство». Впрочем, Китай это, судя по всему, не волнует. Официальный представитель китайского министерства иностранных дел Хуа Чуньин (Hua Chunying) заявила журналистам, что, как она надеется, Соединенные Штаты отнесутся к предпринимаемым Китаем мерам предосторожности «спокойно и объективно». По-видимому, после откровений Эдварда Сноудена (Edward Snowden) о слежке американских властей за частными фирмами в Америке и за их пределами, Пекин считает недовольство США лицемерным. Источник в американской технологической отрасли заявил Reuters, что новый законопроект — это «патриотический акт на сильных стероидах».

Обсуждаемый законопроект вполне вписывается в более широкую программу китайского правительства по избавлению от иностранного программного обеспечения в «ключевых секторах». Китайский президент Си Цзиньпин еще год назад, на первом заседании группы по интернет-безопасности и информатизации, призвал правительство активнее использовать собственные технологии. По мнению Си, чтобы Китай мог обеспечить свою кибербезопасность, власти должны знать, как разрабатывается ключевое программное обеспечение и минимизировать возможности для инфильтрации извне. К 2020 году Китай рассчитывает полностью избавиться от операционных систем Microsoft и программных продуктов IBM , перейдя на местные альтернативы. В августе 2014 года Китай выпустил свою «народную ОС».

США вряд ли изменят свою позицию по новому закону. Строя отношения с Китаем, администрация Обамы старается посылать положительные сигналы американской технологической отрасли. Когда в прошлом году министерство юстиции США обвинило пять офицеров НОАК в кибершпионаже, многие считали, что правительство таким образом продемонстрировало бизнесу свою готовность давать отпор предполагаемым попыткам Пекина воровать частную интеллектуальную собственность.

Фроман уже подчеркнул, что новый закон «нацелен не на обеспечение безопасности, а на установление протекционизма и обеспечение преимущества китайскому бизнесу». Впрочем, убедить в этом Пекин будет непросто. Если учесть, что законопроект связан сразу с двумя крайне важными для Китая темами — кибер-безопасностью и противодействием терроризма – переговоры будут трудными, если вообще окажутся возможны.