Когда войска союзников в конце Второй мировой войны разгромили Японию, они ликвидировали ее аппарат безопасности и специально сделали эту страну зависимой от иностранных держав. Это повлекло за собой не только роспуск вооруженных сил, но и демонтаж обширных разведывательных служб империи, которые обеспечивали японскую экспансию в Азии. В период послевоенного восстановления Япония решила в качестве альтернативы своей довоенной модели создать децентрализованную систему разведки. В результате получился в большей степени фрагмент разведывательного аппарата, нежели цельная система, а недостающие компоненты Токио отдал на внешний подряд своим союзникам. Эта система успешно работала во времена холодной войны, когда Япония имела более весомое значение для антисоветской стратегии США. Но затем Япония обнаружила, что уже не может полагаться на союзников в своевременном сборе важной разведывательной информации. Январский кризис с заложниками, захваченными ИГИЛ, когда Японии пришлось обращаться за помощью к иорданской и турецкой разведке, лишний раз подтвердил этот факт.
В ответ на недавний инцидент правящая Либерально-демократическая партия Японии приступила к разработке предложений о создании нового ведомства, специализирующегося на внешней разведке. Чтобы снизить японскую зависимость от других стран, новая система отойдет от децентрализованной модели, имеющей ограниченные возможности по сбору информации, и станет более централизованной и самостоятельной. План согласуется с медленным процессом восстановления военного потенциала Японии до уровня, соответствующего новым угрозам.
-----------------
Во времена холодной войны Токио мог рассчитывать на то, что Вашингтон будет обеспечивать внешнюю безопасность Японии, а сам в это время развивал свой экономический потенциал в интересах получения доступа к ресурсам. Но Япония больше не является жизненно важным форпостом холодной войны в Тихом океане, в связи с чем у США становится все меньше стимулов для сотрудничества с ней. Между тем, Китай и Северная Корея превратились в новую угрозу японской безопасности. Граждане Японии работают все дальше от своей страны, в таких местах как Африка и Ближний Восток. Сегодня Япония нуждается в получении оперативной, точной и надежной разведывательной информации. Но прошла почти четверть века с момента окончания холодной войны, а эта страна по-прежнему пользуется старой системой, плохо приспособленной к меняющемуся миру.
Сегодня разведывательный аппарат Японии поделен на пять организаций. Информационно-исследовательское бюро (ИИБ) при кабинете министров занимается сбором данных из открытых источников и геопространственной разведкой. Японское министерство иностранных дел собирает информацию из дипломатических источников. Штаб военной разведки ведет радиоэлектронную и радиотехническую разведку, осуществляя перехват электронных систем и средств связи. Разведывательное управление общественной безопасности при министерстве юстиции занимается в основном внутренними расследованиями и следит за подрывными группировками внутри страны. Самым мощным является Государственное полицейское управление, отвечающее за правопорядок в стране, за борьбу с терроризмом и транснациональной преступностью. Его сотрудники также занимают высокие должности директоров по разведке в четырех вышеуказанных ведомствах.
В такой системе не хватает двух ключевых компонентов. Ее главный недостаток — отсутствие тайного разведывательного ведомства, из-за чего Япония лишена возможности вести агентурную разведку. В стране также нет организации, объединяющей и обрабатывающей всю разведывательную информацию, которую собирают разные ведомства. Такая организация могла бы проводить всесторонний анализ в интересах высшего политического руководства и обеспечивать эффективное межведомственное использование информации. Вместо этого японские разведывательные органы подчиняются напрямую канцелярии премьер-министра. Из-за отсутствия этих двух ключевых компонентов у японского политического руководства имеются крупные пробелы в плане информированности, в силу чего оно вынуждено реагировать на кризисы вместо того, чтобы упреждать их. А это снова и снова приводит к трагическим последствиям для японских граждан.
Наследие империи и холодной войны
Чтобы понять сегодняшние слабости японской разведывательной системы, необходимо обратиться к милитаристскому прошлому страны и к ее национальной стратегии времен холодной войны. До 1945 года военные в Японии господствовали в правительственной структуре. Вооруженные силы видели в захвате Азии оптимальное для островного государства средство получения необходимых ресурсов. Чтобы ослабить врагов и подготовить условия для завоевания Азии, военные создали мощный аппарат внешней разведки по немецкому образцу. У сухопутных войск и у флота были собственные разведывательные службы, а военная полиция Кэмпэйтай выполняла контрразведывательные и тайные полицейские функции.
Имперская система разведки была высокоэффективной. Военные проводили тайные операции через свою шпионскую сеть «Токуму Кикан», или службу особого назначения. Кроме сбора разведывательной информации, служба «Токуму Кикан» осуществляла самую разнообразную деятельность по ослаблению противников Японии, например, убийства, операции под чужим флагом, а также занималась подготовкой пятых колонн типа Индийского легиона Субхаса Чандры Боса (Subhas Chandra Bose).
Официально руководители военной разведки на местах подчинялись разведуправлениям армий и флотов в различных регионах, но связи в Токио давали им большую свободу действий. Надзора над «Токуму Кикан», как и над всей японской императорской армией, не было почти никакого, и эта служба безнаказанно занималась подрывной деятельностью против гражданских властей, проводя порой операции с политической подоплекой, дабы оправдать военную экспансию. Например, во время Мукденского инцидента 1931 года агенты военной разведки Японии по собственной инициативе подорвали рельсы на Южно-Маньчжурской железной дороге, обвинив в этом местные китайские войска. В результате операции у Японии появился предлог для захвата богатого ресурсами и промышленно развитого региона Маньчжурия на северо-востоке сегодняшнего Китая.
После победы во Второй мировой войне Соединенные Штаты распустили императорскую армию Японии, а вместе с ней и службу военной разведки. Разоруженная и оккупированная Соединенными Штатами Япония была вынуждена полагаться на свою экономическую мощь для получения ресурсов. На этой основе появилась так называемая доктрина Ёсиды, названная по имени тогдашнего премьер-министра Сигэру Ёесиды. Согласно этой доктрине, Япония доверяла собственную безопасность США, а сама должна была сосредоточиться на восстановлении и развитии экономики.
К счастью для Японии, в силу своего географического положения она стала незаменимой страной для американской стратегии сдерживания Советского Союза. Договором о взаимной обороне от 1952 года Соединенные Штаты гарантировали Японии ее внешнюю безопасность. Разведывательная система следовала этой модели. Япония стала полагаться на ЦРУ в вопросах сбора разведывательной информации и информирования японского правительства, которое на всем протяжении холодной войны имело надежный и оперативный доступ к разведывательным сведениям.
Но Япония сталкивалась и с внутренними угрозами. Так, Советы оказывали поддержку Коммунистической партии Японии и террористическим группировкам, таким как Японская красная армия. Эту брешь закрыла японская полиция, собиравшая контрразведывательные сведения. Япония создала децентрализованную разведывательную сеть, которая сосредоточилась главным образом на внутренних угрозах. В этой разведывательной структуре доминировало Государственное полицейское управление, которое до сих пор сохраняет там свои главенствующие позиции.
Хотя разведывательная система времен холодной войны была ограниченной и зависела от США, она соответствовала японским потребностям того периода. Попытки ее укрепления встречали мощное противодействие со стороны как законодателей, так и общества, которые помнили о бесчинствах императорской военной разведки.
Вызовы, возникшие после холодной войны
После окончания холодной войны Япония оказалась в новой ситуации. Она развивала и углубляла экономическое сотрудничество и экономическое присутствие в Латинской Америке, Африке и на Ближнем Востоке. Тем временем, взрывной рост Китая после 1978 года превратил эту страну из слабого в экономическом отношении захолустья в агрессивного и равного по силе соперника в сфере безопасности и экономики. В это же время рост в Японии резко пошел на убыль. Распад Советского Союза поставил под угрозу северокорейскую безопасность, и Пхеньян удвоил свои усилия по созданию и испытанию ракетно-ядерного оружия. Эти события также привели к снижению интереса США к обеспечению безопасности Японии, особенно когда Вашингтон начал направлять все больше ресурсов и уделять возрастающее внимание Ближнему Востоку с целью его стабилизации. Интересы США и Японии начали расходиться, в связи с чем Америка стала выделять все меньше и меньше ресурсов для достижения тех целей, которые Япония считала важными для себя.
Ослабление американской поддержки выявило серьезные недостатки слаборазвитой системы японской разведки. Так, в 1996 году перуанское марксистское Революционное движение имени Тупака Амару захватило в Лиме официальную резиденцию японского посла, взяв в заложники 24 японца, в том числе, посла и нескольких высокопоставленных дипломатов. В Лиму вылетел министр иностранных дел Японии. Информировать его пришлось канадскому послу, и кроме того, ушло немало времени на сбор сведений из первых рук. Затем в 1998 году Японию застал врасплох запуск северокорейской ракеты Taepodong, и она не смогла проследить траекторию ее полета. Этот инцидент заставил Токио увеличить ассигнования на разведывательные спутники и разработать собственную программу геопространственной разведки, которой занимается Информационно-исследовательское бюро при кабинете министров. Но этих незначительных шагов оказалось недостаточно, и Япония снова оказалась застигнутой врасплох в связи с недавним захватом заложников боевиками ИГИЛ. Эти события подтолкнули правящую партию к разработке предложений по полному реформированию разведки.
Попытки проведения реформ и трудности
После окончания холодной войны Либерально-демократическая партия начала настаивать на реформировании разведки. В 2006 году парламентский комитет партии подготовил «второй доклад Матимуры» с предложением о создании нового агентства по сбору разведывательной информации за рубежом через аппараты в японских посольствах. В этом предложении также прозвучал призыв создать агентство, которое занималось бы централизованным анализом разведывательной информации по образу и подобию Управления директора национальной разведки США.
«Второй доклад Матимуры» не изменил японскую разведывательную систему, и прозвучавшее спустя девять лет новое предложение Либерально-демократической партии направлено на решение тех же самых глубоко укоренившихся проблем. Разведывательная реформа в Японии по-прежнему сталкивается с рядом серьезных вызовов. Первое — это мощные и устойчивые антимилитаристские настроения в японском обществе. В японской конституции есть знаменитая статья 9, которой запрещается использовать войну для разрешения международных конфликтов. Хотя никаких похожих статей с запретом на деятельность тайной разведывательной службы нет, в глазах общества разведка и милитаризм тесно связаны между собой. Память о Второй мировой войне по-прежнему сильна.
На пути реформ также стоят бюрократические преграды. Подразделение геопространственной разведки Информационно-исследовательского бюро, созданное после инцидента с Северной Кореей в 1998 году, должно было объединять различные потоки разведывательной информации. Тем не менее, другие разведывательные ведомства предпочитают обходить его стороной. Новая централизованная аналитическая служба встретит такое же сопротивление, особенно со стороны влиятельного Государственного полицейского управления, которое издавна с большой неохотой делится информацией. То же самое можно сказать о новом ведомстве внешней разведки, которое наверняка будет отнимать у существующих подразделений персонал и финансовые ресурсы. Соединенные Штаты столкнулись с аналогичными проблемами, когда создавали у себя Управление директора национальной разведки и центры обработки информации после событий 11 сентября. Американским контрольным органам так пока и не удалось в полной мере наладить процесс слияния и сопоставления разведывательных данных из 16 ведомств, входящих в состав разведывательного сообщества США.
Однако Япония медленно, но неуклонно продвигается вперед в реализации реформы разведки, как и в приведении в нормальное состояние своей армии. После окончания холодной войны японцы наращивают силы и средства в случае абсолютной необходимости. Так, после запуска северокорейской ракеты в 1998 году Токио удалось устранить серьезные недостатки и заткнуть бреши, выделив средства на разведывательные спутники и создав силы и средства геопространственной разведки. Сегодня геопространственная разведка — одна из сильных сторон в японской разведывательной системе. В 2013 году Либерально-демократическая партия провела «закон об особой секретности», которым была установлена единая межведомственная система классификации и изложены меры наказания за утечку информации. Ранее различные ведомства защищали информацию каждое по-своему, а поэтому они не могли доверять друг другу сохранение секретов. Стандартизация грифов секретности способствует налаживанию сотрудничества и взаимодействия. Этот закон оказался крайне непопулярен в обществе, но он положил конец длительной борьбе за осуществление такой реформы.
Нет никаких гарантий, что новое предложение Либерально-демократической партии приведет к незамедлительным и масштабным переменам. Однако потребность в оперативной и точной разведывательной информации усиливается, а Япония больше не может рассчитывать на то, что эти потребности обеспечат ее союзники. Процесс реформирования будет медленным, но со временем Токио создаст и усовершенствует собственную агентурную разведку и возможности по централизованному анализу. Страна будет вкладывать средства в электронно-кибернетическую разведку и разрабатывать системы управления всеми аспектами разведывательных действий. На развитие и совершенствование технических аспектов такой системы уйдет время, но японские институты власти не раз доказывали свою способность осваивать новые методы и процедуры в довольно короткие сроки.
Соединенные Штаты наверняка будут помогать Японии в этом процессе, делясь с ней своим опытом и знаниями. Это облегчит Токио непростую работу по созданию с нуля недостающих звеньев. США хотят придать Японии новые возможности, чтобы она взяла на себя более весомое бремя союзнических обязательств. Тем не менее, конечным результатом должно стать появление у Японии той самостоятельности, которая понадобится ей в будущем для защиты и продвижения своих интересов за рубежом.