Господа, поворот! США развернулись на 180 градусов и объявили об изменении отношения к президенту Сирии Башару Асаду. Первым начал директор ЦРУ Джон Бреннан (John Owen Brennan), который сказал, что падение режима Асада лишь усугубит проблему и может открыть радикальным группировкам вроде ИГИЛ дорогу на Дамаск, чтобы заполнить образовавшийся вакуум.
Подхватил этот тезис госсекретарь Джон Керри, который сказал, что готов лично вести переговоры с Башаром Асадом ради окончания гражданской войны. Тот самый Джон Керри, который буквально в начале месяца сказал, что Асада необходимо отстранить от власти, пусть даже ценой военной операции. В общем, для администрации Барака Обамы Асад из проблемы превратился в ее решение.
Изменившееся отношение к Асаду как нельзя лучше свидетельствует о провале американской политики в Сирии. Вне всякого сомнения, это большой успех президента Башара Асада и его иранских союзников. Они сумели добиться своего путем бескомпромиссной борьбы с применением всех имеющихся средств, включая химическое оружие.
Так вовсе не обязательно должно было случиться. В самом начале сирийской трагедии президент США Барак Обама должен был действовать решительно и более напористо. Если бы тогда, в первые месяцы после начала народного восстания против режима, он пригрозил применить военную силу, запретил бы сирийским ВВС действовать в своей стране и на самом деле оказал бы помощь оружием оппозиции, на тот момент состоявшей из светских сил, то режим можно было бы свергнуть.
Вместо этого президент Обама предпочел ничего не делать. Он очнулся только после того, как правительственные войска применили химическое оружие против мирного населения, и пригрозил применить силу, но тут же пошел на попятную. Он предпочел компромисс, предложенный российскими дипломатами. С одной стороны, этот компромисс привел к лишению Сирии химического оружия, и это действительно было серьезным достижением, особенно с израильской точки зрения. Но одновременно эта сделка обеспечила сохранение власти Асада.
Впрочем, не стоит только критиковать американскую администрацию за этот зигзаг. Можно сказать, что Вашингтон осознал наличие более серьезной угрозы как для Ближнего Востока, так и для Запада — подъем «Исламского государства».
Заявления Бреннана и Керри отразили зарождающуюся новую реальность на Ближнем Востоке. Старые договоренности изжили себя, создаются новые союзы. Это сложная реальность. Такие убежденные враги, как США и Иран, обнаружили себя по одну сторону баррикад в борьбе с ИГИЛ в Сирии и Ираке.
При этом Израиль, давний союзник США, время от времени вынужден действовать против армии Асада, «Хизбаллы» и Ирана и, если верить иностранным источникам, поддерживает какие-то контакты или старается не конфликтовать с «Джабхат ан-Нусра», сирийским отделением «Аль-Каиды».
Израильские цели вполне понятны. Израиль хочет поддерживать добрососедские отношения с любыми силами, оказавшимися на его границах, будь то армия Асада или «Джабхат ан-Нусра». Но эта реальность крайне обманчива и способна ввести в заблуждение.