Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Сделать шаг навстречу России

© РИА Новости Дмитрий Астахов / Перейти в фотобанкРуководитель оргкомитета 43-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности Хорст Тельчик и президент России Владимир Путин
Руководитель оргкомитета 43-й Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности Хорст Тельчик и президент России Владимир Путин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Хорст Тельчик, бывший руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, считает преувеличенными разговоры о новой холодной войне. И он предостерегает от несерьезного отношения к России в ходе нынешнего конфликта. «Если мы хотим что-то изменить в России, это можно сделать только путем непрерывной совместной работы, а не с помощью моральных поучений или деревянной колотушки».

Хорст Тельчик (Horst Telschik), бывший советник Гельмута Коля и бывший руководитель Мюнхенской конференции по безопасности, считает преувеличенными разговоры о новой холодной войне.

Тем не менее Тельчик предостерегает от несерьезного отношения к России в ходе нынешнего конфликта. Потребность в безопасности русских, как он считает, должна учитываться. Словесное унижение России, по его мнению, имеет «разрушительные последствия».

Соединенные Штаты из-за внутриполитических позиционных боев являются, по сути, почти утратили свою дееспособность, подчеркивает Тельчик. Он говорит о проблемном случае.

Госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри назвал кризис на Украине сигналом к пробуждению для западного мира. Хорст Тельчик, многолетний советник Гельмута Коля, руководивший также с 1999 года по 2008 год Мюнхенской конференцией по безопасности, считает подобный подход странным. «Я хотел бы спросить: Так кто же там спал?» — замечает он не без некоторого сарказма. Россия, по его словам, с некоторого времени «не представляет больше интереса» для Соединенных Штатов.

Тельчик был основным выступающим на торжественном собрании по случаю образования Берлинского центра по изучению холодной войны (Berliner Kolleg Kalter Krieg): теперь в Берлине, в бывшем центре холодной войны, будет проводиться ее изучение. Как и многое другое в столице, Берлинский центр пребывает в подвешенном состоянии. Он был создан по инициативе Яна Реетсма (Jan Phillipp Reetsma) и его Гамбургского института социальных исследований (HIS). От Реетсма Берлинский центр будет получать по 100 тысяч евро на три года. К этой работе подключился также Мюнхенский институт современной истории, Университет имени Гумбольдта и Фонд по изучению диктатуры СЕПГ.

Разговоры о новой холодной войне Тельчик считает преувеличенными. Когда историк Берндт Грайнер (Berndt Greiner) в своем Гамбургском институте социальных исследований обсуждал идею создания Берлинского центра, он не предполагал, что сегодня речь уже идет о новой холодной войне между Западом и Россией. Разговоры о новой холодной войне 74-летний Хорст Тельчик — его семья была изгнана из Судетской области — считает большим преувеличением: так, по его мнению, может говорить только тот человек, который упускает из вида блокаду Берлина в 1948 году, восстание в Венгрии в 1956 году, кубинский кризис 1962 года и ввод советских танков в Прагу в 1968 году.

Близость с Гельмутом Колем повлияла на Тельчика. Произнесенная им торжественная речь показала: как и для бывшего канцлера, для него большая политическая линия является важнее, чем какие-то неопределенные контуры. В соответствии с этой линией в конце прошлого года он вместе с другими известными фигурами инициировал составление открытого обращения по поводу по конфликта на Украине под названием «Вновь война в Европе?» (Wieder Krieg in Europa?)

Тельчик, в отличие от Коля, охотно признает заслуги СДПГ: он ставит в заслугу тогдашнему министру иностранных дел Вилли Брандту, что он из-за событий в Праге в 1968 году не призывал к введению санкций против Советского Союза, а выступил в поддержку политики разрядки напряженности. Сегодня, к сожалению, ситуация другая, отмечает Тельчик. Тельчик работал и в период кубинского кризиса; он до сих пор считает необходимым военное устрашение. Однако «безопасность и разрядка напряженности» являются просто «двумя сторонами одной медали».

«У русских» преувеличенная потребность в безопасности

Когда речь шла о воссоединении Германии, в ведомстве федерального канцлера Коля его сотрудники задавали вопрос: «Что мы можем предложить Горбачеву?», чтобы получить его согласие. Ответ был такой: мы можем предложить «тему безопасности». В результате именно в этой области были заключены 22 договора и соглашения. «Русские, — отмечает Тельчик, — имеют «сильно преувеличенную потребность в безопасности».

В политике, естественно, «восприятие значит больше, чем реальность», подчеркивает Тельчик. Поэтому нужно серьезно относиться к подобной потребности в обеспечении безопасности. Однако эта потребность за прошедшие 25 лет не учитывалась достаточным образом, а различные договоры слишком часто игнорировались со стороны Запада.

Потребность России в безопасности вытекает из ее необозримой величины. На своих южных границах она сталкивается с исламским фундаментализмом. Отношения с Китаем на востоке нельзя назвать идеальными. Единственная надежная граница России находится на западе, отмечает Тельчик. «Мы должны их в этом убедить» — и сделать это нужно в собственных интересах: «В Европе не может быть безопасности без России», добавляет он.

Понижение самооценки Росси может иметь разрушительные последствия

Россия все еще рассматривает себя как великую державу, отмечает Тельчик в Берлине. В команде Коля он понял, насколько важно не раздражать людей и политиков других стран и не оскорблять их самооценку. Вот как прокомментировал Тельчик слова вице-президента Литвы о том, что Россия является слабой страной: «Он прав. Но он не должен был этого говорить».

Значительно хуже оказались высказывания американского президента Барака Обамы о том, что Россия является всего лишь «региональной державой». Русские, по мнению Тельчика, еще не воспринимают серьезно Евросоюз и в оценке самих себя ориентируются на Соединенные Штаты. И то, что именно американский президент вербально понизил уровень России, имеет разрушительные последствия, считает Тельчик. Что еще хуже: внутриполитическая борьба в Соединенных Штатах между демократами и республиканцами приобрела такие масштабы, что эта страна уже почти утратила способность проводить разумную политику. Соединенные Штаты, «по моему мнению, сегодня, на самом деле, представляют собой проблемный случай», подчеркивает Тельчик.

Он полагает, что не существует никакой альтернативы сохранению мира. И по вопросу относительно будущего режима Асада в Сирии Западу уже давно нужно было вступить в контакт с российским руководством, считает он. «Если мы хотим что-то изменить в России», то в таком случае это возможно только путем непрерывной совместной работы», а не с помощью моральных поучений или деревянной колотушки»,  — подчеркивает Тельчик.