Китай стремится воссоздать «Шелковый путь» из Азии в Европу. Для этого он построит тысячи мостов, дорог, железнодорожных путей и портов в Средней Азии и на Ближнем Востоке. На эти цели уже выделено 40 миллиардов долларов инвестиций. Что это, экономическое или дипломатическое оружие? Торговый экспансионизм? Новый план Маршалла или иллюзия?
Как дать толчок развитию экономики и одновременно усилить политическое влияние? Как поспособствовать развитию Юго-Восточной Азии и при этом ограничить влияние Америки и Индии? Как превратить старое в новое? Пекин нашел решение: им стал новый Шелковый путь.
Проект сформировался еще годы назад. Китайский лидер Си Цзиньпин официально представил его в сентябре 2013 года во время визита в Казахстан. С тех пор ЦК Компартии поставил его в число приоритетных. В начале марта этого года премьер Ли Кэцян объявил о создании инвестиционного фонда Silk Road Company Ltd, который займется реализацией проекта. Рассказал он и о масштабах программы: речь идет о сумме в 40 миллиардов долларов! В первую очередь в глаза бросается не колоссальный объем инвестиций и размах китайской мечты, а название. Удачный пиар ход. Логотип. Бренд. Новый Шелковый путь.
«Для Китая это стратегический план по переориентации геополитики внутрь континента, в сторону Азии и Европы, а не на восток и тихоокеанское побережье, — объясняет Саймон Шен из Гонконгского университета. — Кроме того, он призван ограничить влияние России и Америки в регионе. Это своего рода новая китайская дипломатия, которую можно назвать „государственным реализмом“. Она заключается в строительстве новой инфраструктуры за границей для воздействия на мировую политику».
Официально проект называется «Один пояс, один путь», однако все запомнили его под кодовым обозначением «Новый Шелковый путь». Ни много, ни мало.
Шелковый путь — символ Китая
На самом деле Шелковый путь следует рассматривать во множественном числе: в исторической перспективе их было несколько.
Речь шла о совокупности различных путей, по которым торговцы везли товары из Азии в Европу. Шелковый путь еще с древних времен является настоящим символом загадочного Востока.
По классической версии начало всему положило решение императора династии Хань отправить в Европу посла (произошло это еще до нашей эры), по следам которого двинулись уже восточные торговцы. Караваны везли специи, персидские ковры, драгоценные камни и ткани (прежде всего шелк), а по маршруту двинулись римляне и османы, арабы и индийцы и множество других народов. Настоящий караван-сарай!
Достигающий в длину 6 500 километров шелковый путь берет начало на востоке Китая идет почти 4 000 километров по территории страны, а затем разделяется и проходит к Средиземному морю через государства, которые сегодня называются Индия, Пакистан, Афганистан, Иран и Ирак и Сирия. Точные маршруты варьируются в зависимости от империй.
Единственного шелкового пути не существует: их было столько же, сколько и эпох. Писатели вроде Пьера Лоти описывают его феерии, базары и впечатляющие достижения. Дело в том, что путь преодолевал войны, границы и физические пределы (в первую очередь Гималаи).
Два новых Шелковых пути
Сегодня Пекин решил вдохнуть жизнь в два шелковых пути. Первый будет наземным. Его точный маршрут все еще обсуждается, но отправной точкой должен стать Синьцзян-Уйгурский автономный район. Далее идут Казахстан, Средняя Азия, северный Иран, Ирак, Сирия, Турция и Европа. Путь продолжится в Болгарии, Румынии, Чешской Республике и Германии. Конечной точкой должна стать Венеция: настоящий символ.
Новый Шелковый путь будет состоять из тысяч мостов, железнодорожных путей, вокзалов и трубопроводов.
Так или иначе, одна из главных задач пути заключается в реинтеграции Афганистана, Пакистана, Ирака, Средней Азии и (в перспективе) Ирана в глобальную торговлю путем восстановление инфраструктуры, пришедшей за годы напряженности в упадок. Иначе говоря, китайцы хотят добиться с помощью экономики успеха там, где американцам не удалось сделать это военной силой.
Официально Вашингтон одобряет эту охватывающую Афганистан и Пакистан инициативу, потому что она должна вернуть мир торговли в регион, который представляет угрозу для мировой безопасности.
Однако при этом американцы прекрасно понимают, что новый Шелковый путь направлен против их собственного проекта Транс-Тихоокеанского партнерства. Сейчас они заявляют, что готовы развивать экономические связи Средней Азии и Ближнего Востока, расширить договор и даже облегчить вступление Афганистана и Казахстана во Всемирную торговую организацию. Таков их ответ на шелковый путь.
Кроме того, рост торговли и четкие границы представляют собой — как для китайцев, так и для американцев — способ проконтролировать транзит оружия и наркотиков. Не стоит сбрасывать со счетов и огромные энергоресурсы Средней Азии, и прежде всего нефть и газ.
Второй маршрут называется «Морской шелковый путь XXI века». Пройдет он, как несложно догадаться, по морю.
Китай никогда не был могучей морской державой, но все же хочет испытать удачу. Путь из Азии в Европу начнется в крупных китайских портах (Гуанчжоу и Кантон) и пройдет через Таиланд, Вьетнам, Малайзию, Сингапур и Индонезию. Далее Индийский океан, Красное море, Персидский залив, Суэцкий канал и Средиземное море. У маршрута может быть и ответвление в сторону Африки, например, с заходом в Кению.
Оба пути, морской и сухопутный, сойдутся в Венеции.
Китай намеревается вложить огромные средства в контейнерные порты, альфу и омегу современной морской торговли. Обезопасить морской путь призвана борьба с пиратством у побережья Африки. «Цель проекта — обезопасить снабжение Китая», — отмечает дипломат из Нью-Дели.
Китайский проект не стоит на месте. По мере возникновения международных кризисов и политических перемен обсуждаются риски участия в проекте мусульманских стран, на территории которых сейчас бушуют конфликты. В любом случае, цель в том, что бы обойти Гималаи и, возможно, Индию.
Обойти Индию или же начать с нее?
Новый шелковый путь — гораздо более сложный проект, чем кажется на первый взгляд. И куда более современный.
Прежде всего, он носит скрытый экспансионистский характер. Морской и наземный пути идут в обход Индии, столь ненавистного многим в Пекине соперника. Этот факт не остался незамеченным, в том числе и в Нью-Дели, где по-прежнему сильны страхи по поводу попыток Китая взять Индию в кольцо.
«Китай должен отказаться от экспансионистского настроя», — говорил Нарендра Мори во время предвыборной кампании в прошлом году. И хотя после вступления в должность премьера он несколько поумерил тон своих заявлений, недавно он провел историческое турне по Индийскому океану для укрепления связей с Маврикием, Сейшелами и Шри-Ланкой (главы индийских правительств не бывали там целых 28 лет).
В Дели решили не отдавать Индийский океан на откуп китайцам. Для этого власти намереваются возродить собственную «дорогу специй». «Это проект Моди, но пока он носит больше культурный и туристический характер», — отмечает индийский журналист Файзал Хан.
Как бы то ни было, в стране оценили не только угрозы, но и потенциальные возможности. Отсюда и несколько неоднозначная позиция Индии по новому Шелковому пути. Бывший министр экологии Индии Джайрам Рамеш сказал по этому поводу следующее:
«Этот шелковый путь вызывает у нас подозрения. Если все ограничится экономикой и охраной морских путей, то хорошо. Но если это средство установления гегемонии Китая, индийцев обмануть не получится».
Только вот Индии все равно нужен опыт Китая для строительства инфраструктуры. Дели зависит от Пекина в сфере товаров и услуг, а также в поставках оборудования. «У китайцев — избыток ликвидности, им нужно инвестировать, — полагает известный индийский обозреватель Прем Джа. — В Индии обходятся собственными резервами. Но, думаю, что в конечном итоге мы все же присоединимся к шелковому пути».
Если отойти от отношений с Индией, речь идет о формировании чего-то вроде единого азиатского рынка путем сокращения таможенных барьеров и пошлин, а также облегчения условий труда для китайских рабочих за границей. Иначе говоря, экономике будет проще выйти за пределы государственных границ. Многостороннее соглашение о свободной торговле должно стать завершающим штрихом стратегии. В Пекине это воспринимают как формирование своей ВТО с азиатским лицом.
В самом Китае сектор строительства инфраструктуры сейчас перенасыщен, и, следовательно, для него это становится средством развернуть свое ноу-хау по всей Евразии и воспользоваться своими широчайшими инвестиционными возможностями. Китайский премьер особо отметил, что Silk Road Fund будет работать по правилам рынка и ориентироваться на прибыль.
Наконец, есть у проекта и банковская сторона. Новый Шелковый путь будет связан с новым азиатским инвестиционным банком, который Пекин намеревается создать в партнерстве с 20 другими государствами (Азиатский банк инфраструктурных инвестиций). Индия уже решила стать его участницей, как и Великобритания.
В перспективе китайцы собираются сделать юань главной валютой для всех стран Шелкового пути? Не исключено. Как известно, его уже и так активно используют в Монголии и Казахстане.
Экология, культура и связь
Как того требует время, проект нового Шелкового пути приобретает и экологическую окраску. Китайцы особо подчеркивают «зеленый» характер пути и собираются активно участвовать во всех будущих конференциях по климату. Они планируют озвучить весомые аргументы уже на следующей встрече в Париже.
«Китай говорит об „экологичности“ своего проекта, но ему никого не обмануть: все это просто пиар», — считает работающий в Индии дипломат.
Американцы в свою очередь готовы профинансировать прокладку более 1 000 электросетей в регионе на сумму в 1,6 миллиарда долларов, а также строительство современных и экологически чистых ГЭС.
Наконец, новый Шелковый путь должен стать влиятельным культурным проектом с пиаром и интернет-составляющей. Это орудие мягкой силы.
«Новый Шелковый путь опирается на китайскую жесткую силу для укрепления влияния страны и ее мягкой силы. Однако пока все разговоры идут о железнодорожных путях и продаже товаров, а о культуре молчат. В перспективе этот проект, возможно, породит враждебное к себе отношение в связи с потоком китайских инвестиций и товаров», — полагает Саймон Шен.
Телекоммуникационная сфера тоже входит в число приоритетных направлений проекта. Кантонская компания Huawei намеревается воспользоваться Шелковым путем для распространения своего влияния по всей Средней Азии и Ближнему Востоку. Как и прочие ее китайские конкуренты, она планирует активно взяться за дело и построить инфраструктуру во всех странах, через которые будет двигаться путь. Связь будет осуществляться не только по суше и морю, с помощью волн и облачных сервисов.
На бумаге новый Шелковый путь представляется умело сформированным проектом с чрезвычайно эффективной пиар-политикой. Объединение экономики с влиянием, экологией и телекоммуникациями — большое искусство. Поворот китайской стратегии (она долгое время ориентировалась на внутренний рынок) в сторону инвестиций на континенте тоже вполне обоснован. Тем не менее, проект выглядит настолько всеобъемлющим (он включает в себя также Россию и Африку), что подобное стремление охватить все и сразу может сыграть против него.
Некоторые говорят о ностальгии китайского руководства, которому хочется вернуться во времена до западного господства и появления американской державы. Но реалистично ли это? Поживем — увидим. Самые большие скептики отмечают, что само название «шелковый путь» является современным образованием. К тому же, появилось оно на Западе!
В любом случае, китайцы уже проявили завидное искусство, найдя прекрасный лозунг для масштабной внешней экономической политики. А та постепенно формируется на суше и на море, без четкого курса и однородной структуры, на основе идей и дипломатических альянсов. После недавнего заявления премьера Китай должен представить все подробности будущего проекта в специальном партийном документе, который планируется обнародовать до конца года.