Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему иранский атом уже больше десяти лет проблема для Запада

© REUTERS / Pool/ Brendan SmialowskiЗаместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, руководитель иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф
Заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, руководитель иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия и Иран говорили о прогрессе и даже формировании основ договора, тогда как США напирали на оставшиеся нерешенными вопросы. Но почему же США, Великобритания, Россия, Китай, Франция и Германия прикладывают такие усилия, чтобы достичь соглашения? В чем заключается суть проблемы иранского атома? Давайте рассмотрим пять ключевых периодов в развитии событий с начала конфликта.

31 марта, после дипломатического марафона длиной в полтора года и более чем десятилетнего противостояния, переговоры по иранскому атому, наконец, вышли на финишную прямую к глобальному и окончательному соглашению.

Главы дипломатий великих держав и Ирана встретились рано утром в Лозанне после ночных переговоров, на которых их эксперты пытались разобраться с последними нерешенными вопросами.

«Мы достаточно продвинулись вперед за последние дни и заслужили отдых до среды», — заявила представитель американского Госдепа Мэри Харф (Marie Harf), признав, что у сторон все еще остается «несколько сложных тем».

В среду переговоры продолжились, пусть уже и без министра иностранных дел Франции Лорана Фабиуса (Laurent Fabius), который уехал из Швейцарии, не сделав никаких заявлений. За несколько часов до этого они были приостановлены в весьма неоднозначных условиях: Россия и Иран говорили о прогрессе и даже формировании основ договора, тогда как США напирали на оставшиеся нерешенными вопросы.

Но почему же США, Великобритания, Россия, Китай, Франция и Германия прикладывают такие усилия, чтобы достичь соглашения? В чем заключается суть проблемы иранского атома? Давайте рассмотрим пять ключевых периодов в развитии событий с начала конфликта.

2002 год: обнаружение ядерной программы


Иран является членом Международного агентства по атомной энергии и подписал в 1968 году Договор о нераспространении ядерного оружия. Главная цель этого соглашения в том, чтобы не дать обладающим ядерным оружием странам передать его другим государствам или помочь им самостоятельно произвести его. В то же время он гарантирует каждой стране право на разработку ядерных технологий для их использования в мирных целях.

Внутри Бушерской АЭС в Тегеране


Отличия между двумя типами сырья (для военного и гражданского применения) и сфера их потенциального применения зависят от уровня обогащения урана-235. Для работы атомных электростанций требуется низкообогащенный уран, в пределах 3-5%. После отметки в 20% уран считается высокообогащенным и теоретически может быть использован для создания атомной бомбы. На практике же для военного применения этот тяжелый радиоактивный металл обогащают до 85% и выше.

Конфликт с Ираном начался в 2002 году как раз-таки в этом вопросе. Страна с 1975 года пыталась завершить строительство Бушерской АЭС, а некий диссидент сообщил о существовании двух неизвестных остальному миру ядерных объектов в Нетензе и Араке. Вашингтон обвинил Тегеран в намерении произвести высокообогащенный уран для оружия массового поражения. Тогда иранские власти решили пустить инспекторов МАГАТЭ на эти объекты.

2003-2004 годы: первый шаг к переговорам


После визита специалистов МАГАТЭ (они обнаружили следы обогащенного урана и заявили, что в Нетензе собираются построить более 1000 центрифуг) Великобритания, Германия и Франция обратились летом 2003 года к Ирану с требованием начать переговоры по его ядерной программе.

Три этих государства отправили в Иран министров иностранных дел, которым удалось добиться исторической договоренности: Иран соглашается ненеожиданные инспекции его ядерных объектом специалистами МАГАТЭ.

Год спустя Иран подписал уже новой соглашение с «тройкой», а в ноябре 2004 года объявил о приостановке программы обогащения урана.

2005-2010 годы: Ахмадинежад останавливает переговоры

Тем не менее в июне 2005 года президентские выборы закончились победой Махмуда Ахмадинежада, который кардинальным образом изменил дипломатическую позицию страны по этому вопросу. Два месяца спустя Иран возобновил обогащение урана на заводе в Исфахане. В ООН новый глава государства отстаивал право страны на развитие мирной ядерной программы.

В январе 2006 года Иран возобновил работу нескольких опечатанных МАГАТЭ ядерных объектов, что повлекло за собой передачу дела на рассмотрение Совета безопасности ООН. Месяц спустя тот постановил в обязательном порядке прекратить в стране любую деятельность, связанную с обогащением урана.

Тегеран посчитал это решение «незаконным» и после введения против него экономических санкций сократил сотрудничество с МАГАТЭ в 2007 году. В конце года Махмуд Ахмадинежад говорил, что в стране имелось 3 000 центрифуг. В теории это могло дать достаточно обогащенного урана, чтобы создать атомную бомбу менее чем за год.

В 2008 году пять членов Совета безопасности (США, Россия, Китай, Франция и Великобритания) и Германия сформировали «шестерку» для новых переговоров, которые тем не менее быстро застопорились после того, как Иран открыл в Исфахане первый завод по производству ядерного топлива.

Переговоры возобновились только в 2009 году, когда международная дипломатия предложила Ирану договор о производстве низкообогащенного урана за границей. Тегеран же отказался вывозить радиоактивное сырье за пределы страны, а в 2010 году запустил его обогащение до 20%.

2011-2012 годы: усиление международных санкций

Установка по конверсии урана рядом с городом Исфахан


ООН, США и Европейский Союз начали принимать новые санкции еще в 2010 году, однако в полной мере те набрали обороты с 2011 года.

Решение об усилении санкций было принято еще до появления новых отчетов МАГАТЭ, в которых говорилось о «серьезных опасениях» по поводу ситуации и «возможном присутствии военной составляющей в ядерной программе страны».

В качестве ответной меры Европейский Союз принял беспрецедентное решение об эмбарго на импорт иранской нефти, которое вступило в силу 1 июля. Оно сопровождалось запретами на выдачу виз и заморозкой активов. Переговоры «шестерки» с Ираном пытались возобновить несколько раз, но хоть сколько-нибудь существенных подвижек достичь не удалось.

В 2012 году МАГАТЭ обнародовало новый доклад: в нем говорилось о работе завода в Фордо, который мог значительно увеличить возможности Ирана по обогащению топлива.

2013 год — настоящее время: надежды на соглашение

Развитие событий приняло новый оборот в июне 2013 году с избранием президентом Хасана Рухани. Тот сразу же заявил о готовности к «серьезным переговорам». Символом перемен стал исторический телефонный разговор Обамы и Рухани: первый контакт американского и иранского лидеров с 1979 года.

Несколько недель спустя в Женеве возобновились переговоры Ирана с «шестеркой». Тегеран заявил о готовности вновь принимать инспекции МАГАТЭ, как это было в 2003 году. Стороны подписали временную договоренность: остановка программы обогащения урана в обмен на снятие части экономических санкций.

Затем началась долгая серия переговоров для обсуждения деталей окончательного соглашения. Изначально установленным сроком был июль 2014 года, но стороны по взаимному согласию решили продлить его из-за отсутствия договоренности по ключевым вопросам вроде сокращения числа центрифуг и запасов урана в Иране.

Теперь окончательной датой значится 30 июня 2015 года. К полуночи 31 марта стороны должны были достичь первого важнейшего компромисса, чтобы уложиться в установленный срок. Как бы то ни было, на фоне явного прогресса при отсутствии договоренности они решили продолжить переговоры 1 апреля.