На Пасху президент Милош Земан дал порталу Parlamentní listy интервью, в котором рассуждал не только на праздничные и духовные темы, но и впервые публично ответил на критику в свой адрес со стороны посла США в Чехии. «Для посла Шапиро двери в Град закрыты», — заявил президент.
Parlamentní listy: Господин президент, что для вас означает Пасха? Воспринимаете ли вы этот праздник только как повод отдохнуть или видите в нем глубинный смысл?
Милош Земан: Я воспринимаю Пасху прежде всего как праздник весны, потому что именно это извечное обновление жизни проявляется, например, в том, что появляются первые зеленые листочки, и это для меня, надо признать, является более важным смыслом Пасхи, чем какой-то религиозный.
— В какой степени вы соблюдали или соблюдаете пасхальные традиции? Плетете ли вы «помлазки» (прутья в форме плетки, чешская пасхальная традиция — прим. ред.), или вам больше по душе словацкая традиция поливать женщин водой? Я спрашиваю с связи с тем, чего от вас в пасхальный понедельник ожидать первой леди страны...
— Две мои секретарши уже получили «свое», и первой леди следует ожидать того же. «Помлазка» у меня уже готова и даже стоит в воде, чтобы ей зря не засохнуть.
— Можете ли вы вспомнить какой-то курьез, случившийся с вами на Пасху?
— Признаюсь, что ничего такого не помню.
— Несмотря на то, что Пасха является важнейшим христианским праздником, даже не слишком религиозные люди могут воспринимать ее (как и Рождество) как один из символов нашей цивилизации. Есть ли у нас, как вы считаете, причины опасаться, что этим атрибутам нашей традиционной европейской жизни что-то угрожает?
— Я давно говорю о том, что этим атрибутам угрожает в первую очередь ислам — прежде всего, его радикальные течения, которые уже несколько раз заявляли о планах покорения Европы и подчинения ее своей культуре.
— Господин президент, в конце апреля вы встретитесь с Папой Римским в Ватикане. Вы уже заявили, что будете говорить с ним о чешской церковной реституции и возможности финансировать хосписы из полученных церковью средств. Можете ли вы рассказать о своей дальнейшей программе и планах после Ватикана?
— Я предполагаю, что Папа одобрит создание двух хосписов в Чешской Республике, один из которых будет церковным, а другой светским.
— Кардинал Мирослав Влк в интервью Týden заявил, что вы ставите задачи перед церковью, заявляя, на что она должна тратить свои средства, и назвал подобный подход неконституционным и коммунистическим. Считаете ли вы его неконституционным и коммунистическим?
— Кардинал Влк, вероятно, является черствым человеком, к которому я испытываю сострадание. Я думаю, что после ухода кардинала Томашека и прихода кардинала Влка чрезвычайно упал престиж католической церкви, который теперь восстанавливает кардинал Дука.
— Кроме того, кардинал Влк по сути поставил под сомнение ваше понимание международного терроризма, заявив, что ислам и терроризм нельзя отождествлять. Что вы на это скажете?
— Разумеется, во время моего визита в Иорданию и в ОАЭ я столкнулся с мнением о том, что радикальный ислам имеет организацию-патрона под названием «Братья-мусульмане». Я полагаю, что кронпринц Объединенных Арабских Эмиратов знает об этом больше, чем кардинал Влк.
— Недавно на Чешском телевидении посол США Эндрю Шапиро раскритиковал вас в связи с торжествами в Москве по случаю окончания войны. Якобы создастся неловкая ситуация, если на трибуне на Красной площади вы появитесь, будучи единственным государственным деятелем из стран ЕС. Что вы об этом думаете? И нормально ли, что посол таким образом комментирует политику другого государства?
— Я не могу себе представить, чтобы посол Чешской Республики в Вашингтоне советовал президенту США, куда ему ехать. И я не позволю никаким послам вмешиваться в планы моих зарубежных визитов.
— Не собираетесь ли вы, например, пригласить посла Шапиро в Пражский Град и подробно разъяснить ему свою позицию?
— Я боюсь, что после такого заявления, напротив, двери в Пражский Град для посла Шапиро закрыты.
— Министерство иностранных дел переработало проект концепции чешской внешней политики и в новой версии обозначило Россию как страну, «серьезным образом дестабилизирующую архитектуру безопасности Европы». Я понимаю, что концепцию еще не одобрило правительство, так что спрошу иначе... Считаете ли вы Россию страной, серьезным образом дестабилизирующей архитектуру безопасности Европы?
— Я прежде всего хотел бы добавить, что в этой подготовленной концепции есть также предложение о том, что с Россией необходимо поддерживать и развивать отношения, основанные не только на коммерции, но и, например, на стратегическом партнерстве как раз в борьбе с международным терроризмом. Кстати, с этой идеей недавно выступил и президент Обама.