Активнейшее участие России в подготовке соглашения по ядерной программе Ирана продемонстрировало тесную систему связей, сложившуюся в отношениях Москвы с Исламской республикой по причине сильного экономического давления, оказываемого западными странами на оба государства.
Враждебность США и Европы к Кремлю из-за украинского кризиса, а также застарелая вражда между Тегераном и Западом способствовали объединению России с Ираном на почве общей угрозы. В последние месяцы страны подписали несколько соглашений о сотрудничестве в разных сферах, включая военную и коммерческую.
В последнее время высокопоставленные представители российских правительственных кругов сообщили в интервью нескольким главным СМИ России, что военные поставки начнутся сразу после отмены санкций. В частности, своего часа дожидается контракт о поставках зенитно-ракетных комплексов С-300, которые Израиль считает оружием, изменяющим баланс сил.
Источник в военно-промышленном комплексе заявил в недавнем интервью агентству «Интерфакс», что в случае отмены санкций Россия будет готова немедленно поставить Ирану самые современные средства ПВО. По его словам, предыдущий контракт был отменен из-за эмбарго, и в результате Иран получил обратно весь свой аванс. Поэтому в случае, если Тегеран захочет получить эти средства ПВО, то потребуется подписать новый контракт. Источник напомнил, что по договору, подписанному в 2007 году, Иран должен был получить шесть комплексов С-300 за 800 миллионов долларов.
Одновременно Москва продвигает несколько других совместных проектов с Ираном. Российский министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил недавно, что Москва готова осуществить несколько проектов в области авиации, судоходства и автотранспорта совместно с иранской стороной. Он заявил, что Иран очень заинтересован в российских предложениях, и компании из России готовы прийти на этот рынок.
Вместе с тем, далеко не все в России разделяют энтузиазм по поводу предстоящей отмены санкций против Исламской республики. Это касается в первую очередь нефтегазовых компаний и экономистов, опасающихся, что возобновление международной торговли с Ираном причинит серьезный ущерб российским фирмам, торгующим энергоносителями. Помимо этого, результатом, скорее всего, станет снижение цен на нефть. В результате российская экономика, только пришедшая в себя после кризиса из-за падения цен на нефть, снова очень пострадает.
Аналитик Сергей Пигарев полагает, что возвращение Ирана на нефтяной рынок обрушит цены, так как Тегеран резко увеличит предложение и, вероятно, постарается вернуть старых клиентов. Результат для российской экономики может оказаться разрушительным.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров отверг все эти соображения. Когда агентство РИА «Новости» спросило его о конфликте интересов по поводу Ирана, он резко ответил, что это «странная логика». По его словам, такая логика означает, что Россия должна поддерживать санкции против всех своих конкурентов на международном рынке, или приветствовать американские бомбардировки этих стран. Он подчеркнул, что так могут считать только люди, желающие сохранить зависимость российской экономики от нефти. Лавров также подчеркнул, что иранская нефть никогда полностью не исчезала с рынка, несмотря на санкции.
По мнению Сергея Лаврова, нельзя оценивать вопрос снятия санкций только с таких узких позиций. Он сказал, что не следует расстраиваться из-за того, что соседняя дружественная страна избавится от санкций. Министр напомнил об общих интересах России и Ирана в Каспийском море, в области борьбы с террором и в сфере снижения напряженности в отношениях между суннитами и шиитами на Ближнем Востоке. «Наши страны от снятия санкций только выиграют», — сказал он.