В этом году мы будем отмечать 200-летие с момента окончания Наполеоновских войн, когда 18 июня 1815 года Наполеон, один из величайших генералов и тактиков в истории человечества, потерпел поражение в битве при Ватерлоо, поставившее точку в его почти 20-летней военной кампании. Между тем, из Наполеоновских войн мы можем извлечь множество ценных военных, политических и дипломатических уроков. Ниже приведены пять важнейших уроков военных кампаний Наполеона.
Нельзя недооценивать финансовые возможности британцев
Всем известно, что от Наполеона и Гитлера удача отвернулась в тот момент, когда они вторглись в Россию. Между тем, в обоих случаях богатство и ресурсы Великобритании сыграли важную роль в их поражении. Несмотря на относительно небольшую численность населения и площадь территорий, из всех европейских стран только Великобритания смогла вести непрерывную войну с Наполеоном (если не считать краткосрочного перемирия, продлившегося с 1802 по 1803 год в соответствии с условиями Амьенского договора, Великобритания непрерывно воевала с Францией с 1793 по 1815 год, тогда как другие страны за этот период времени успели и повоевать с Францией, и заключить с ней мир, и даже вступить с ней альянс).
Великобритания могла непрерывно воевать с Наполеоном благодаря ее современным банковскому и финансовому секторам, которые в большей степени зависели от кредитов и займов, чем от фактических доходов и земли. Британцы могли не только оплачивать непрерывное участие их армии и флота в военных сражениях, не нанося существенного вреда своей экономике, но и спонсировать своих союзников. Британцы систематически оказывали финансовую помощь как крупным, так и мелким державам. К 1813 году они профинансировали содержание около 450 тысяч австрийских и русских солдат, нивелировав, таким образом, демографические преимущества Франции. Подъем британской державы и падение французской державы — это, в сущности, история соперничества двух экономик, и Наполеону следовало бы об этом задуматься, когда он презрительно назвал Великобританию «нацией лавочников».
Необходимо знать, как правильно вести себя с Россией
Вторжение в Россию вероятнее всего закончится не слишком удачно из-за гигантской площади ее территорий: армия попросту может отойти на восток, в Сибирь, и вести войну на истощение противника, а суровый климат ей в этом поможет. Однако, как обнаружил Наполеон, нанести поражение России и договориться с ней в рамках ограниченной войны у ее границ все же возможно.
На самом деле некоторые из величайших побед Наполеона были победами над русскими войсками, выступавшими против него вместе с силами австрийской или прусской армии. В 1805 году французы разгромили русских и австрийцев в битве при Аустерлице, после которой Наполеон продолжил воевать против русских вплоть до 1807 года, когда он нанес сокрушительное поражение русской армии в битве под Фридландом в Восточной Пруссии. После нее Наполеону удалось заключить с Россией Тильзитский мирный договор, согласно которому эти страны становились союзниками, что было на руку в первую очередь Франции.
Тем не менее, Наполеон решил пожертвовать этим миром, предприняв шаги, которые шли вразрез с интересами России и не принесли Франции практически никакой пользы: в частности, он усилил восстановленную Польшу и заставил Россию прекратить торговлю с Великобританией. Именно тогда были посеяны семена его злополучной военной кампании 1812 года. Когда французская армия потеряла в России сотни тысяч своих солдат, преимущество оказалось на стороне России, и ее армия в конечном итоге двинулась на запад к Парижу.
Борьба с более слабым противником на Ближнем Востоке — это чрезвычайно трудная задача
Французская армия во главе с Наполеоном, которая вторглась в Египет в 1798 году, в общепринятом понимании была значительно сильнее плохо организованных войск мамлюков, которым они нанесли сокрушительное поражение в битве у пирамид 21 июля 1798 года. Но главные трудности начались уже после этой победы Наполеона — и не только потому, что британцы разгромили французский флот, отрезав французам путь на родину. Наполеону пришлось искать способы управлять Египтом при помощи небольшого числа верных ему французов, которые были вынуждены взаимодействовать с многочисленным местным населением, регулярно поднимавшим бунт против него.
Чтобы справиться с недовольством местных жителей, Наполеону пришлось перенять множество внешних атрибутов мусульманского правителя, провозгласить себя другом ислама и французских мусульман, потому что в те времена многие были деистами и отвергали существование Троицы. Тем не менее, это не помогло предотвратить мятеж в Каире в 1798 году, который Наполеону пришлось жестоко подавить. И после этого мамлюки рассеялись по пустыне.
Позже Наполеон продвинулся до Леванта и в 1799 году предпринял попытку осадить город Акра, удерживаемый османами. И здесь он потерпел одно из самых сокрушительных поражений непосредственно от рук противника. Защитники крепости сопротивлялись особенно яростно, потому что были уверены, что, если Наполеон возьмет ее, он свободно дойдет до самого Константинополя. Спустя некоторое время Наполеон понял, что взятие этой крепости не стоило тех усилий, ресурсов и времени, которые были необходимы для реализации этого плана. Война на Ближнем Востоке — это чрезвычайно сложная задача из-за климата, бесчисленных вооруженных группировок и той защиты, которую повстанцам предоставляют местные жители и пустыня.
Важно знать, когда нужно остановиться
В отличие от многих других завоевателей и в противовес общепринятой точке зрения, Наполеон вовсе не был милитаристом. Поначалу большинство его военных кампаний были направлены на то, чтобы защитить Францию и Французскую революцию от нападок со стороны британцев, австрийцев, русских и пруссаков.
Но его беда была в том, что он стремился контролировать каждый шаг и попросту не мог не доводить начатое до конца. Это его стремление все контролировать приводило к тому, что он раздавал непрошеные советы по самым разным вопросам, касавшимся как повседневной жизни, так и межличностных отношений. Распространяясь на политическую сферу, эта его склонность порой приносила плоды — вспомните, к примеру, Кодекс Наполеона, который лег в основу гражданских кодексов многих современных европейских стран. Тем не менее, это его навязчивое стремление тщательно контролировать свою систему по всей Европе приводило к перенапряжению.
После 1807 года Наполеон уже практически стал повелителем всей Европы, заключив мир с Россией и устранив Пруссию. Хотя Франция все еще воевала с Великобританией, последняя не могла одолеть Наполеона в одиночку. Тем не менее, в силу своей одержимости Наполеон решил окончательно разгромить британцев и раз и навсегда запретить торговлю с ними в рамках своей Континентальной системы. Это заставило его в 1808 году вторгнуться в Испанию и Португалию, а в 1812 году — в Россию. Таким образом, он собственноручно лишил себя выгодных позиций и оказался втянутым в многочисленные войны на истощение, оказав этим услугу британцам. В то же время его постоянные попытки вмешиваться в дела его союзников привели к тому, что они были готовы скорее выступить против него, чем поддержать его в его кампаниях. После поражения в русской кампании у Наполеона было множество возможностей заключить мир, но он попросту не мог пойти на мирное соглашение на чужих условиях. В итоге Франция потеряла большую часть территорий, завоеванных в ходе Наполеоновских войн.
Предлагая мир побежденному противнику, необходимо сохранять благородство
После поражения Наполеона в 1814 году страны-победители собрались в Вене. Генри Киссинджер (Henry Kissinger) высоко оценил итоги Венского конгресса, продлившегося до 1815 года, сказав, что он стал примером того, как необходимо заключать прочные мирные соглашения, в отличие от Парижской мирной конференции 1919 года, результаты которой сошли на нет уже спустя два десятилетия. Система, возникшая в результате Венского конгресса, Концерт держав, позволила сохранять такой баланс сил, который защищал Европу от масштабных войн вплоть до 1914 года.
Это стало возможным благодаря усилиям таких опытных дипломатов, как Меттерних (Австрия) и Талейран (Франция). Идея заключалась в том, чтобы ни одно государство не было полностью удовлетворено или не удовлетворено результатами конгресса в смысле реализации их стратегических и территориальных интересов. Множество стран одновременно получили и потеряли часть своих территорий. А масштабы расширения территорий Пруссии и России оказались ограниченными.
Более того, главной побежденной стране, Франции, был предложен мир на довольно щедрых условиях, и вскоре она смогла вернуться в европейскую систему, не уронив своего достоинства. Хотя Франция потеряла все те территории, которые она приобрела за период Наполеоновских войн, она полностью сохранила свою первоначальную территорию. Это позволило избежать обид и недовольства, которые могли бы впоследствии обернуться реваншистскими настроениями и нестабильностью новой европейской системы. К сожалению, сами французы не смогли применить полученный ими урок благородства после разгрома Германии в Первой мировой войне.
Ахилеш Пиллаламарри — заместитель редактора издания The National Interest.