За 17 месяцев до того, как президент Обама пренебрежительно назвал ИГИЛ «командой второго состава», разведывательное управление министерства обороны (РУМО) предупреждало об усилении террористической организации и о возможном создании халифата, если ее не остановить.
Доклад разведки был разослан в ЦРУ, Госдепартамент и высокопоставленным военачальникам, однако неизвестно, был ли Обама хотя бы проинформирован об этом документе.
Доклад РУМО, который удалось увидеть журналистам Fox News, был получен по федеральному иску, поданному консервативной неправительственной организацией Judicial Watch. В документах, полученных по иску, также изложено множество новых деталей о событиях, приведших к террористическому нападению в Бенгази, и о том, как оружие, поставленное из Ливии в Сирию, содействовало расширению насилия в этой ближневосточной стране.
Доклад об усиливающейся угрозе со стороны «Исламского государства» был разослан 5 августа 2012 года. В нем звучит предостережение о том, что дальнейшее ослабление безопасности будет иметь «пагубные последствия для ситуации в Ираке» и даст огромные преимущества ИГИЛ, которое возникло на базе «Аль-Каиды в Ираке».
«Это создает идеальные условия для возвращения АКИ („Аль-Каиды в Ираке“) в свои прежние очаги сопротивления, расположенные в Мосуле и Рамади», — говорится в документе. Далее там отмечается: «ИГИ („Исламское государство Ирака“) может провозгласить исламское государство, вступив в альянс с другими террористическими организациями в Ираке и Сирии, что создаст серьезную опасность для объединения Ирака и защиты его территории».
В июне 2014 года ИГИЛ провозгласило халифат на территории Ирака и Сирии, что привлекло в его ряды новых иностранных боевиков со всего мира, которые сплотились под его знаменами.
Среди документов есть также подвергшийся серьезной цензуре доклад РУМО о поставках оружия из Ливии до теракта 2012 года в Бенгази. Этот датированный 5 октября 2012 года доклад не оставляет сомнений в том, что американские разведывательные службы хорошо знали об отправке оружия из Бенгази в сирийские порты.
В докладе говорится: «Оружие со складов бывшей ливийской армии поставлялось из ливийского порта Бенгази в сирийские порты Банияс и Бордж-Ислам. Среди оружия, поставленного в конце августа 2012 года, были снайперские винтовки, РПГ, а также боеприпасы для 125- и 155-миллиметровых гаубиц».
Бывшие и действующие руководители из разведки и американской администрации неизменно уходили от ответов на вопросы о поставках оружия и о том, какую роль эти поставки сыграли в вооружении экстремистских группировок, которые США сегодня пытаются разгромить в Сирии и Ираке.
В интервью Брету Байеру (Bret Baier) из Fox News, которое вышло в эфир 11 мая, бывший исполняющий обязанности директора ЦРУ Майкл Морелл (Michael Morell) уклонился от ряда вопросов:
Байер: Следили ли сотрудники ЦРУ за перемещением оружия из Ливии в Сирию?
Морелл: Я не могу об этом говорить.
Байер: Вы не можете об этом говорить?
Морелл: Я не могу об этом говорить.
Байер: Даже если они не переправляли оружие сами, можете ли вы категорически заявить, что американское правительство и ЦРУ совершенно не причастны к переправке оружия из Ливии...
Морелл: Да.
Байер: ... в Сирию?
Морелл: Мы не играли в этом никакой роли. А по поводу того, наблюдали ли мы, как это делают другие, я не могу об этом говорить.
Доклад РУМО не был исчерпывающей разведывательной оценкой обстановки, и по словам бывшего сотрудника Пентагона, такие разведывательные информационные доклады перед рассылкой подвергаются цензуре.
Октябрьский доклад 2012 года может создать проблемы для Хиллари Клинтон, которая во время показаний в конгрессе о Бенгази в январе 2013 года также ушла от ответа на вопросы о поставках оружия. Отвечая на вопросы сенатора-республиканца из Кентукки Рэнда Пола (Rand Paul), который сегодня является кандидатом в президенты от Республиканской партии, экс-госсекретарь сказала: «Я не могу ответить на этот вопрос официально. Мне его никто никогда не задавал».
Сославшись на сообщения Fox News о том, что судно Al Entisar в сентябре 2012 года перевозило оружие из Ливии в Турцию, имея конечным пунктом назначения порт в Сирии, Пол заявил: «В новостях сообщают о том, что из Ливии уходят суда, на борту которых может находиться оружие». Он спросил, не причастно ли к этим поставкам подразделение ЦРУ, подвергшееся нападению 11 сентября 2012 года.
Клинтон ответила: «Что ж, сенатор, вам придется задать этот вопрос управлению, руководившему этим подразделением. Я посмотрю, какая информация на сей счет имеется».
Бюро по вопросам законодательства Госдепартамента впоследствии направило сенатору письмо, в котором ответило на второй вопрос, но ничего не сказало о переправке оружия из Ливии в Сирию.
«Соединенные Штаты не причастны ни к каким поставкам оружия в Турцию», — говорится в письме исполняющего обязанности заместителя госсекретаря по вопросам законодательства Томаса Гиббонса (Thomas B. Gibbons), датированном февралем 2013 года.
Показания в конгрессе подверглись жесткой редакции, но были рассекречены, когда комитет по разведке палаты представителей завершил свое расследование в Бенгази. Они показывают, что законодателям были представлены противоречивые показания.
15 ноября 2012 года Морелл и директор Национальной разведки Джеймс Клэппер (James Clapper) ответили утвердительно на вопрос о том, знало ли американское разведывательное сообщество о переправке оружия из Ливии в Сирию. Эти вопросы, которые задавал член палаты представителей от Республиканской партии Девин Нунес (Devin Nunes), ныне возглавляющий комитет по разведке, пресек его предшественник Майк Роджерс (Mike Rogers) (республиканец из Мичигана), заявивший, что на секретных слушаниях не все имеют разрешение слушать показания, то есть, не у всех имеется достаточно высокая форма допуска.
Как заявил Fox News один сторонний аналитик, высказывание Роджерса указывает на то, что разведданные о поставках оружия являются строго секретными, и доступ к ним имеет очень ограниченный круг лиц.
Прошло шесть месяцев, и 22 мая 2013 года член палаты представителей от Республиканской партии Мэк Торнберри (Mac Thornberry) из Техаса, ныне председательствующий в комитете по делам вооруженных сил, спросил, отслеживало ли ЦРУ «оружие, которое поставлялось в Сирию». Морелл ответил: «Нет, сэр».
Среди документов, полученных Judicial Watch, также есть доклад РУМО от 12 сентября 2012 года. В нем говорится, что в течение 24 часов после нападения, в ходе которого погиб посол Крис Стивенс (Chris Stevens), сотрудник дипломатической службы Шон Смит (Sean Smith) и бывшие «морские котики» Тайрон Вудс (Tyrone Woods) и Глен Догерти (Glen Doherty) из резидентуры ЦРУ, появились серьезные свидетельства того, что атака была спланирована как минимум за неделю до ее осуществления, и была местью за июньский удар беспилотника, в результате которого погиб важный руководитель из «Аль-Каиды». Но там нет ни слова о демонстрации или об антимусульманском видео, которые администрация Обамы привела в качестве одной из причин нападения:
«Нападение было спланировано примерно за десять или более дней до 11 сентября 2012 года. Его цель заключалась в нападении на консульство, чтобы убить как можно больше американцев в отместку за ликвидацию Абу Яхья аль-Либи (Aboyahiye Alaliby) в Пакистане, а также в память о терактах 11 сентября, когда были разрушены башни Всемирного торгового центра».
В докладе РУМО также отмечается, что ответственность за нападение взяла на себя малоизвестная группировка «Бригады узника Омара Абдель Рахмана», хотя в ходе предыдущих расследований конгресса она практически нигде не фигурировала. Далее в документе говорится, что лидер этой группировки Абдул Басет (Abdul Baset), известный как Азуз, «был направлен руководителем „Аль-Каиды“ Айманом аз-Завахири (Ayman al-Zawahiri) для создания баз этой организации в Ливии».
«Администрация Обамы говорит, что проведение нападения 11 сентября — это просто совпадение. На самом деле, ее разведка докладывала, что это не совпадение, и конкретно отмечала, что нападение было осуществлено именно потому, что было 11 сентября», — рассказал Fox News президент Judicial Watch Том Фиттон (Tom Fitton).