Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Латинская Америка смотрит на Китай

© AP Photo / Ng Han GuanПремьер-министр Китая Ли Кэцян
Премьер-министр Китая Ли Кэцян
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Визит премьер-министра Китая Ли Кэцяна в Бразилию, Колумбию, Перу и Чили ознаменовал собой новый этап китайского наступления на Латинскую Америку. Следует отметить, что за последнее десятилетие товарооборот Китая со странами Латинской Америки увеличился в 21 раз. Поднебесной удалось организовать стабильные цепочки поставок сырья из Чили, Бразилии и Перу, в первую очередь — меди, сои и железной руды.

Визит премьер-министра Китая Ли Кэцяна (Li Keqiang) в Бразилию, Колумбию, Перу и Чили ознаменовал собой новый этап китайского наступления на Латинскую Америку.

На фоне падения цен на сырье и энергоносители азиатский гигант пытается расширить свое влияние в регионе за счет увеличения спроса на китайские товары, участия в инфраструктурных проектах и их финансировании.

Следует отметить, что за последнее десятилетие товарооборот Китая со странами Латинской Америки увеличился в 21 раз. Поднебесной удалось организовать стабильные цепочки поставок сырья из Чили, Бразилии и Перу, в первую очередь — меди, сои и железной руды.


В свою очередь, регион получает китайские промышленные изделия, которые на протяжении последних лет значительно выросли в цене за счет опережающего роста добавленной стоимости.

Благодаря низким ценам на товары повседневного спроса Китаю удалось практически полностью уничтожить легкую промышленность в Мексике и Бразилии.

Несмотря на постоянные призывы Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна о необходимости диверсификации торговых отношений с Китаем, 73% товарооборота приходится на сырьевые ресурсы. Похоже, что большинство латиноамериканских лидеров, за исключением Мексики, смирились с таким положением и даже не пытаются организовать современное промышленное производство в своих странах.

В результате замедления темпов роста экономики в Китае и падения цен на сырье ситуация в Латинской Америке резко изменилась. У таких стран, как Перу, Аргентина и Колумбия, отмечается торговый дефицит с Китаем, к ним уже в этом году может присоединиться Бразилия. Такое положение дел не вызывает особого энтузиазма у китайского партнера.

Президент Бразилии Дилма Руссефф на встрече с Ли Кэцяном напомнила ему китайскую поговорку: «Если ветер дует только в одном направлении, то дерево вырастет кривым». Руссефф призвала китайского премьера совершенствовать двусторонние экономические отношения. Похоже, что ее призыв возымел действие, и Пекин торжественно объявил, что Китай направит 53 миллиарда долларов на реализацию инфраструктурных проектов в Бразилии.

Скептицизм по поводу китайских инвестиций

Обещания азиатского гиганта вложить миллиарды долларов в экономику стран Латинской Америки были встречены скептически. Многие полагают, что это была домашняя заготовка на тот случай, если латиноамериканские лидеры выразят неудовольствие провидимой экономической политикой Пекина. Обещания китайцев не всегда материализуются на деле. Есть серьезные опасения, что предоставление кредита в 10 миллиардов долларов бразильской государственной нефтяной компании Petrobras и заверения китайцев об увеличении закупок латиноамериканских товаров так и останутся пустыми обещаниями.

Не внушает доверия и грандиозный проект строительства железной дороги, которая должна связать бразильский Атлантический океан с перуанским Тихим океаном. Ее протяженность должна составить более четырех тысяч километров, а стоимость проекта — 10 миллиардов долларов.

«Данный проект не выдерживает никакой критики ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения географии. Предлагается вложить 13 миллиардов долларов ради того, чтобы сократить наземный путь на две тысячи километров по сравнению с морским. Скорее всего дело дальше политического заявления не пойдет», — рассказал изданию Ренато Паван (Renato Pavan), бразильский специалист по вопросам региональной интеграции, который вот уже 30 лет занимается вопросами целесообразности строительства железной дороги.

«Даже если представить, что строительные работы будет выполнять дешевая китайская рабочая сила, снизить расходы невозможно, так как на оплату труда идет лишь 1% от общей стоимости работ. При этом надо будет пробить 35 туннелей через Андские горы, средняя высота которых составляет более трех километров», — отметил Ренато Паван.

Не вызывают оптимизма и обещания китайцев вкладывать деньги в развитие местной промышленности и создание новых рабочих мест.

Как показывает опыт, реализация многих китайских проектов создает трудовые конфликты. Так, например, крупнейшая компания Китая по выпуску автомобилей Chery закрыла свой завод в Уругвае: в Сан-Паулу в течение месяца бастовали рабочие из-за низкой заработной платы и плохих условий труда.

После визита Ли Кэцяна в Перу в городе Сан-Хуан-де-Маркона произошли столкновения манифестантов с полицией. В ходе акции протеста против увольнения перуанских щахтеров китайской горнодобывающей компанией Shougang 85 один человек погиб и еще один был серьезно ранен.