Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблема беженцев в Европе: тогда и сегодня

© AP Photo / Alessandro FucariniБеженцы из Африки в порту Палермо
Беженцы из Африки в порту Палермо
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Этой весной я посетил красивое место на южном берегу Женевского озера. Я остановился в отеле Royale в Эвиан-ле-Бен. Именно там в июле 1938 года представители 32 стран участвовали в позорной дискуссии, которая была практически стерта из нашей памяти. Созванная в ответ на массовый кризис беженцев, спровоцированный антисемитизмом Гитлера, Эвианская конференция потерпела полный провал.

Нью-Йорк — Этой весной я посетил красивое место на южном берегу Женевского озера. Я остановился в отеле Royale в Эвиан-ле-Бен. Именно там в июле 1938 года представители 32 стран участвовали в позорной дискуссии, которая была практически стерта из нашей памяти.

Созванная президентом США Франклином Рузвельтом в ответ на массовый кризис беженцев, который был спровоцирован ярым антисемитизмом Гитлера, Эвианская конференция потерпела полный провал. И ее катастрофические последствия необходимо вспомнить в свете нынешнего кризиса миграции в Европе.

Конференция в Эвиане должна был решить участь сотен тысяч немецких и австрийских евреев, которые в отчаянии искали убежище. Рузвельт считал, что только коллективное решение может решить проблему. И Гитлер тоже наделся, что другие страны примут беженцев к себе.

В своей мартовской речи в Кенигсберге он издевался: «Я могу только надеяться и ожидать, что остальной мир, который проявил такое глубокое сочувствие к этим преступникам, будет достаточно щедрым, чтобы превратить эту жалость в реальную помощь. Я настолько заинтересован в этом, что мы готовы отдать в распоряжение стран свои роскошные корабли для транспортировки этих преступников». Он уже начал высылать евреев, в том числе насильно сажая их на корабли и отправляя их в различные пункты назначения в Средиземном море и через Атлантику.

Однако по всей Европе беженцы натыкались на закрытые двери. 6 июня 1938 года, в то время как велась подготовка к конференции, Государственный департамент США получил письмо о 51 австрийском беженце, которые находились в маленькой лодке в международных водах Дуная. Писатель вспоминает увиденное так: «Душераздирающие судьбы 51 человека, которые метались от одной границы к другой. Мы познали невыразимую нищету, которая совершенно незаслуженно постигла 100 тысяч австрийцев».

И все же месяцем позднее в Эвиане, несмотря на то, что многие европейские делегации выразили явную тревогу по поводу мучений, пережитых немецкими и австрийскими евреями, они оказались неготовыми принять конкретные меры. Итог встречи был очевиден: Европа, Северная Америка и Австралия не пожелали принять у себя значительное число этих беженцев.

В стенограмме были два слова, которые были произнесены неоднократно: «плотность» и «насыщение». Европейские станы уже столкнулись с повышенной «плотностью» населения и достигли точки «насыщения» — другими словами, на европейском постоялом дворе не осталось свободных комнат.

Разумеется, было абсурдом утверждать подобное в 1938 году, учитывая размер сегодняшнего населения Европы. И не менее нелепо было бы говорить подобное сегодня.

Справедливости ради стоит отметить, что участники Эвианской конференции не могли предвидеть Холокост или тот факт, что Европа будет втянута в еще одну разрушительную войну. Тем не менее, степень бессовестности была просто поразительной. Многие из стран, отказавшихся принять страдающих беженцев, в свое время сами столкнулись со зверствами нацистов — и молили о сострадании, в котором они отказали евреям в июле 1938 года.

Нацисты, должно быть, упивались знанием того, что их заразный антисемитизм нашел отклик — порой весьма ощутимый — в остальной части Европы. И, кроме того, они поняли, что, если им не удалось решить проблему с помощью высылки, в конечном итоге они могут решить ее при помощи уничтожения.

Сегодня по всей Европе вновь поднимаются антисемитские, исламофобские, расистские и антимиграционные настроения, и нам необходимо остановиться и пересмотреть наше текущее положение. Крупный британский таблоид недавно счел приемлемым то, что один из его обозревателей назвал иммигрантов «тараканами». «Свободное радио и телевидение тысячи холмов» в Руанде пользовалось тем же словом, чтобы описывать тутси в преддверии геноцида 1994 года, как и нацистская газета Юлиуса Штрейхера Der Stürmer для описания евреев. Политические лидеры Европы регулярно — и позорно — обвиняют мигрантов в своих национальных бедах.

Нападения на мигрантов или меньшинства — грубо, речами, или более тонко, через политику — недопустимы везде, и это не подлежит обсуждению. Когда слова формулируются с явным намерением причинения вреда и насилия на основе национальной, расовой или религиозной принадлежности, свобода слова становится подстрекательством к ненависти, которое запрещено законом. Страны, ратифицировавшие Международный пакт о гражданских и политических правах, в число которых входят все страны-члены Европейского Союза, обязаны соблюдать его положения.

И все же нынешние предложения Европы по вопросам миграции оставляют желать лучшего. Континенту необходимо получше вспомнить свое прошлое и быть более щедрым к отчаявшимся людям, которые пересекают Средиземное море. Франсуа Крепо, специальный докладчик Организации Объединенных Наций о правах человека мигрантов, отметил в последнем интервью, что Европа, Австралия и Канада могут легко переселить к себе один миллион сирийских беженцев в течение следующих пяти лет, и они могли бы добавить к этому списку эритрейцев и продлить эту политику до семи лет. Так почему же Европа предлагает принять на переселение всего лишь 20 — 40 тысяч человек ежегодно?

Я бы предложил европейским политикам, которые резко выступают против миграции, внимательно осмотреться вокруг, когда они в следующий раз обратятся в больницу за лечением: многие люди, ухаживающие за вами, имеют иммигрантские корни. И, утоляя жажду знаменитой водой из Эвиан-ле-Бен, вам следует задуматься о трусливом провале конференции, которая могла бы спасти столько жизней, — и о том, чему она может научить нас сегодня.