Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Недолет «Фалькон-9»

К каким последствиям может привести крушение американского космического «грузовика»

© AP Photo / John RaouxЗапуск беспилотной ракеты Falcon 9 на мысе Канаверал в Кейп Канаверал, штат Флорида. 11 февраля 2015
Запуск беспилотной ракеты Falcon 9 на мысе Канаверал в Кейп Канаверал, штат Флорида. 11 февраля 2015
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
За последние восемь месяцев произошла третья «недоставка» необходимых грузов для экипажа Международной космической станции. В октябре прошлого года взорвалась построенная американской компанией ракета-носитель «Антарес» с кораблем «Сигнус». В апреле этого года не долетел до МКС «Прогресс». И вот теперь, спустя два месяца, взорвался американский «Фалькон-9» с грузовым кораблем «Дракон».

За последние восемь месяцев произошла третья «недоставка» необходимых грузов, в первую очередь продуктов питания и воды, для экипажа Международной космической станции.

В октябре прошлого года взорвалась построенная американской компанией Orbital Sciences ракета-носитель «Антарес» с кораблем «Сигнус», который вез грузы для станции. В апреле этого года не долетел до орбитального комплекса «Прогресс». И вот теперь, спустя два месяца, взорвался американский «Фалькон-9» с грузовым кораблем «Дракон».

Правда, между октябрьским и апрельским «недолетами» кораблей до МКС были три успешных грузовых миссии на станцию - одна «Прогресса» и две «Дракона».

Портрет виновника


«Фалькон-9» – ракета-носитель, созданный компанией SpaceX, которую возглавляет Элон Маск (у него кстати, в день взрыва «Фалькона» был 44-й день рождения). Вообще, «Фалькон-9» продемонстрировал себя к настоящему времени весьма надежной машиной. За пять лет эксплуатации – 19 пусков, из которых только один, случившийся вчера, неудачный. Восемь успешных полетов с транспортным кораблем «Дракон», включая два испытательных. Неудачный, состоявшийся вчера, должен был стать седьмой миссией по доставке грузов на станцию.

Отказ произошел примерно через 2,5 мин после старта. По предварительным данным, в верхней ступени взорвался бак с жидким кислородом. Случилось это из-за того, чтоб в баке по каким-то причинам было превышено расчетное давление. Взрыв произошел в тот момент, когда «Фалькон-9» преодолел звуковой барьер.

«Дракон» вез грузы, которые не долетели до МКС на «Сигнусе» и «Прогрессе» и новый стыковочный узел для новых американских пилотируемых кораблей. К числу последних относятся CST-100, создаваемый «Боингом» и уже знакомый нам «Дракон», только предназначенный для полетов людей, а не грузов. Возможно, что к ним присоединится и мини-шаттл «Дрим Чейсер», который строит компания «Сьерра Невада».

Вопрос вопросов


А как эти недоставки отразятся на экипаже МКС? Вариантов ответа может быть немало – от «никак» до «покидания станции».

Пока что у «никак» больше шансов. Во-первых, сейчас на МКС работает экипаж из трех человек вместо шести, что уже вдвое уменьшает темпы потребления воды и продовольствия. На 22 июля запланирован старт к станции «Союза» с еще тремя членами экипажа для станции. Рассматривается вопрос о задержке их отправки на комплекс до того, как на МКС будет достаточно запасов воды и пищи для постоянного экипажа из шести человек.

Во-вторых, в начале июля к МКС должен стартовать очередной «Прогресс», который с очень большой степенью вероятности все-таки долетит до станции. Российская сторона намерена предложить американским партнерам место в нем для доставки на МКС американских грузов, В-третьих, в августе к комплексу, вероятно, отправится японский «грузовик» Kounotori 5.

А если всего этого по какой-либо причине не произойдет, то до 24 июля экипаж вполне сможет работать на орбите в обычном режиме. После этого он будет вынужден перейти на использование резервов, которых ему хватит до 5 сентября. Если и к этой дате до станции не доберется «грузовик», то, только тогда, видимо, придется ставить вопрос о сохранении на станции трехчленного экипажа до возобновления на комплекс штатного грузопотока.

Похожая ситуация сложилась на борту МКС в конце 2004 года, когда там работал экипаж, состоявший из американца Лероя Чиао и россиянина Салижана Шарипова.Их предшественники Геннадий Падалка и Майкл Финк слегка перерасходовали запасы продовольствия и воды. Из-за этого продолжение миссии Чиао и Шарипова стало зависеть от своевременного прибытия на станцию в декабре 2004 года «Прогресса».

Им было рекомендовано сократить потребление продуктов и воды, а если бы «Прогресс» не пришел по расписанию, то к концу января 2005 года возможно пришлось бы ставить вопрос об их эвакуации. Но своевременно прибывший российский «грузовик» помог избежать подобной кризисной ситуации.

Что касается дня нынешнего, то ведущий специалист США в области космической политики Джон Логсдон настроен достаточно оптимистически. «Это, конечно, создает проблемы, но говорить о начале кризиса в программе МКС нет оснований, – сказал он в интервью Русской службе "Голоса Америки". – Грамотное планирование позволяет продолжить нормальную эксплуатацию комплекса даже после трех недоставок грузов на станцию. У всех носителей случались отказы, "Фалькон-9" просто стал с этой точки зрения более "нормальным"».

Два возможных последствия одного падения

Падение «Фалькона-9» – чувствительный удар по космической программе США. Во-первых, данный носитель наравне с «Дельтой-4» и «Атласом-5» является одной из основных «рабочих лошадок» этой программы. В-вторых, его катастрофа бросает тень на саму идею передать околоземный «космос» в частные руки. В-третьих, «Фалькон-9» должен в обозримом будущем, как уже отмечалось, выносить в космос пилотируемые «Драконы», а это предполагает архинадежность данного носителя.

Что делать в этой ситуации Америке? Она может снова пойти на космическое «сближение» с Россией? Забыть про Крым, Украину, игнорировать российские угрозы лишить носители типа «Атлас» двигателей РД-180, забыть про «батут», который вице-премьер Дмитрий Рогозин намеревался предложить НАСА вместо «Союзов», и вновь полномасштабно интегрировать Россию в свою космическую деятельность с целью иметь в распоряжении российские корабли и носители в качестве страховки.

Или США могут еще интенсивнее развивать линейку новых американских носителей и космических кораблей с тем, чтобы всегда полагаться только на собственные возможности и не зависеть от непредсказуемых политических «ветров» в российско-американских отношениях.

Тенденции в развитии космической программе США, включая вовлечение частного бизнеса в космическую деятельность, в том числе и с целью диверсификации типов космической техники, пока отдают предпочтение второму варианту.

Это подтверждает и Джон Логсдон. «Если данная катастрофа и будет иметь какие-либо последствия для американской космической отрасли, – сказал он, – то лишь в усилении поддержки со стороны правительства Соединенных Штатов компаниям типа ULA, Orbital и SpaceX для гарантированного обеспечения доступа США в космос с помощью американских носителей».