Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Испытание для политики: какие риски и возможности существуют в нынешнем положении арабского мира

События в Сирии приближают момент, когда Израилю придется принимать решение, исходя из моральных соображений. Оказание помощи раненым сирийцам было одной из разумных инвестиций, сделанных Израилем. А какие возможности создает курдское возрождение?

© AP Photo / Ariel SchalitИзраильские полицейские на границе с Сирией у города Мадждаль-Шамс
Израильские полицейские на границе с Сирией у города Мадждаль-Шамс
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Записки Давида Бен-Гуриона в период, предшествовавший провозглашению государства Израиль, сегодня пользуются большой популярностью среди курдов. Они не спешат сделать ход только из опасения реакции Турции, но для Израиля тут сложилась великолепная возможность. Курдское государство на бывших северных иракских и сирийских землях, граничащее с Турцией и Ираном, может стать идеальным союзником.

Было много разговоров об опасных последствиях линчевания раненого сирийца в израильском друзском городе Маджд аль-Шамс. Но и без этого трагического происшествия очевидно, что все ближе тот день, когда Израилю придется принимать решение, исходя из моральных соображений: продолжать ли прежнюю политику невмешательства в гражданскую войну в Сирии и безучастно наблюдать даже за резней на границе?

Не нужно подбирать какие-то специальные слова, чтобы описать всю серьезность нападения на раненых сирийцев в Маджд аль-Шамс. Этот инцидент способен возыметь тяжелые последствия и повлиять как на отношение сирийских повстанцев к друзам, так и на их отношение к Израилю. Причем нападение произошло вскоре после того, как Израиль достиг взаимопонимания с повстанцами по поводу ненападения на друзскую деревню Хадер. Будем надеяться, что взаимопонимание останется в силе.

Повстанцы дали понять, что целью их действий был захват позиций правительственных войск к югу и к востоку от Хадера, а до самого населенного пункта им нет дела. Они сосредоточили усилия на захвате Мизрат Бейт-Джан и создании территориальной целостности контролируемых районов в центре Голанских высот. Оттуда повстанцы смогут угрожать шоссе Кунейтра — Дамаск.

Израиль, понимая, как относятся израильские друзы к судьбе своих братьев в Сирии, предостерег повстанцев относительно Хадера. И это несмотря на то, что несколько месяцев назад террористы из Хадера подложили на границе фугас на пути следования израильского военного патруля. Но израильское руководство понимает, что у сирийских друзов сегодня нет иного выбора, кроме как поддерживать режим Башара Асада и «Хезболлы», по иронии судьбы они стали защитниками меньшинств. Кстати, кое-кто в Хадере заявил, что не согласится принять израильскую помощь даже в случае непосредственной опасности.

Каждые несколько дней сирийские повстанцы приносят к израильской границе раненых, обычно — в тяжелом состоянии. Израильские военные забирают их и увозят в больницу, не спрашивая, к какой именно группировке относится тот или иной раненый. «Даже если на границе будет лежать раненый Асад, ему окажут помощь, не задавая вопросов», — сказал один старший офицер. Израильские больницы оказали помощь 1500 сирийцам, в большинстве случаев спасая им жизнь.

Многие израильтяне спрашивают, зачем тратить деньги налогоплательщиков на оказание помощи раненым сирийцам. Им я могу ответить, что те, кто провел полгода в израильской клинике, и чья жизнь была спасена израильскими врачами, скорее будут готовы помогать Израилю в будущем. Это одна из самых разумных инвестиций, совершенных Израилем, в купе со строгим нейтралитетом относительно гражданской войны в Сирии. Попытка вмешаться в войну немедленно сплотит против Израиля все враждующие группировки.

Но, похоже, очень скоро эту политику ждет суровое испытание. На данный момент в Сирии убиты уже около 300 тысяч человек, под безучастным взором всего мира. Но если резня начнется у самой израильской границы, придется принимать какое-то решение. Можем ли мы, потомки тех, кого безжалостно убивали при полном равнодушии мира, сохранить спокойствие при виде расправы с невинными людьми в двух шагах от границы? На этот вопрос ответить нелегко, нужно учитывать политические аспекты, но моральная дилемма очевидна и тяжела.

На сирийской стороне в северной части Голанских высот живут 15 тысяч друзов, в Хадере и в Арне. Если повстанцы нападут на них, то Израилю придется решать, следует ли открыть границу или постараться создать безопасную зону на сирийской территории. Но сидеть, сложа руки, точно не получится.

На данный момент опасности для Хадера нет. Друзов больше беспокоит ситуация на Друзском нагорье, где живут полмиллиона человек, и куда приближается ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра». До израильской границы оттуда около 50 километров, и Израиль помочь не в состоянии. Скорее, помощи следует ждать от Иордании, и иорданцы действительно помогают. Иордания, помогая друзам Эль-Суэйды, старается создать пояс безопасности и заблокировать экспансию ИГИЛ в южном направлении.

Друзы никогда не стремились к созданию собственного государства. Будучи всегда меньшинством, они разработали принцип абсолютной лояльности государству, в котором живут, чтобы получить поддержку властей. Но в бывшей Сирии властей уже нет, и вряд ли появятся в будущем. Вряд ли при нашей жизни там снова появится правительство, которое будет контролировать Дамаск и всю страну в старых границах. Страна распалась на отдельные кантоны, и Иордания может помочь укрепить друзский кантон.

Курдский урок

Сирийская территория возвращается в эпоху, предшествовавшую 1916 году, когда был подписан договор Сайкса-Пико. Сегодня на этой территории господствует племенная лояльность — курды, друзы, алавиты, христиане и суннитское большинство, разделенное на несколько группировок. Единственная суннитская группировка, оказывающая на своей территории и социальные услуги, это ИГИЛ.

Однако ИГИЛ переживает кризис, и устроенное представление под названием «Три пути к смерти» лишь отражает этот кризис. Доходы группировки сократились с 65 миллионов долларов в месяц до 20 миллионов долларов. После западных бомбардировок нефть, обеспечивавшая до 90% доходов, сегодня обеспечивает не более 70%. Остальное поступает из налогов и выкупа за похищенных.

Курды на севере Сирии и Ирака добились нескольких крупных успехов и в очередной раз показали, что хорошо обученные солдаты при поддержке с воздуха всякий раз обращают ИГИЛ в бегство. Курды также понимают, что шансов на восстановление Сирии и Ирака в прежних границах почти нет, и всерьез обдумывают провозглашение государства.

Записки Давида Бен-Гуриона в период, предшествовавший провозглашению государства Израиль, сегодня пользуются большой популярностью среди курдских лидеров. Курды не спешат сделать свой ход только из опасения реакции Турции, но для Израиля тут сложилась великолепная возможность. Курдское государство на бывших северных иракских и сирийских землях, граничащее с Турцией и Ираном, может стать идеальным союзником.

Пора восстановить старые связи с курдскими лидерами и помочь им создать государство. Как и мы, этот народ на протяжении своей истории был угнетен, в основном, турками и иракцами, но также сирийцами и иранцами. Израильская стратегия традиционно была направлена на поиск неарабских союзников на Ближнем Востоке. В 1970-х годах эту роль выполнял Иран, в 1990-х — Турция.

Курды, народ численностью в 40 миллионов человек, заслуживают государство ничуть не меньше, а то и больше, чем наши палестинские соседи. Пора протянуть им руку и получить нового союзника в регионе.