Политика Обамы в отношении Ирана сочетает в себе свойства пинг-понговой дипломатии Никсона в отношении Китая в 70-е годы и политики Рейгана «доверяй, но проверяй» в отношении СССР в 80-е годы.
Игра Обамы в пинг-понг с Ираном заняла 20 месяцев и закончилась все той же проверкой в духе Рейгана. Иранские лидеры тоже чего-то добились, но ведь соглашение как раз предполагает, чтобы в выигрыше оказывались все стороны. Итак, два соглашения с двумя программами проверок.
«Вы знаете — заявил Обама в интервью The New York Times, — я не во всем согласен с Рональдом Рейганом, но я восхищен его признанием того факта, что если есть возможность проверить соглашение с империей Зла (а это гораздо большая угроза, чем Иран), стремящейся нас уничтожить, тогда стоило вести переговоры по этому соглашению».
Преобладающие в Конгрессе республиканцы не видят в этом ничего положительного. Я присутствовал при подписании договора Рейганом и Горбачевым. Царила праздничная атмосфера. Сейчас атмосфера — мрачная, и ее нагнетает Беньямин Нетаньяху. Он тащит за собой несколько сенаторов, поскольку речь идет об Израиле. Это люди нерешительные, вроде Чака Шумера (Chuck Schumer), одного из 10 сенаторов, исповедующих иудаизм.
Лидеры республиканцев не обладают на данный момент достаточным количеством голосов, чтобы преодолеть вето, которое угрожает наложить Белый дом в случае, если Конгресс не ратифицирует соглашение. В таком случае, почему они так настаивают? Потому, что этого требует непримиримость ультраправых, особенно активизировавшихся за последние месяцы. Это несколько абсурдная линия, но они оказывают столь слепое сопротивление, что единственное, что остается после них, это доведение всего до абсурда.
Ультраправые считают соглашение на 100% плохим. Никакой продукт человеческой деятельности не бывает на 100% никчемным. Все в этом мире происходит постепенно, и если кто-то требует, чтобы некая договоренность была на 100% выгодной, это лишь указывает на повреждение его ума. Что бы там ни говорили, но в этом есть некая толика расизма. Создается такое ощущение, что их лидеры родились в рубашке. Они настолько уверовали в свои способности, что постоянно готовы к борьбе, даже не совсем понимая, ради чего.
Они получат доступ к 120 миллиардам долларов, которые пойдут на поддержку экстремизма! Господа, одно с другим никак не связано, а наши вооруженные силы имеют достаточно сил и средств, чтобы воспрепятствовать этой поддержке. Кроме того, мы им ничего давать не собираемся. Это их деньги, замороженные после исламской революции.
У Ирана — 24 дня для подготовки объектов к инспекции. При современном уровне развития технологий ничего скрыть или бесследно уничтожить нельзя. В нескольких тоннах грунта можно обнаружить один единственный изотоп и определить его атомный вес. Невозможно удалить все следы, особенно в условиях радиоактивности, следы которой дают о себе знать в течение сотен тысяч лет.
Мы общаемся с врагом, это предательство! Да, нынешний иранский режим является нашим врагом, а врагов либо убивают, либо с ними договариваются, так что это не предательство, а договоренность. Если Рейган и Горбачев уладили свои разногласия, почему бы не дать возможность Обаме и нынешнему иранскому руководству уладить свои?
Есть третий вариант решения проблемы — изоляция Ирана! Но он не подходит, потому что шииты разбросаны по всему Среднему Востоку, и пытаться сдержать их — это все равно, что сдержать морские волны. У нас уже есть враг среди суннитов — ИГИЛ. Давайте же не будем создавать себе еще одного врага в лице иракских шиитов и их ополчения, поскольку в таком случае мы окажемся в очень неприятном положении: нам некого будет поддерживать, зато врагов будет предостаточно.
Непримиримость вообще не стремится что-либо улаживать, предпочитая все ликвидировать, хотя лучше бы ей научиться ладить со всеми. Ликвидировать угрозу, исходящую от иранского теократического режима и ИГИЛ, значит ликвидировать их самих, а также суннитов и шиитов, составляющих их основу. А этого мы не сделаем никогда. Хватит уже того, что мы защищаем Израиль, несмотря на Нетаньяху.
Одобрить соглашение с Ираном и проявить благоразумие в своей оппозиции Обаме противоречит условному рефлексу нынешних республиканских лидеров. Они тут же начинают прихрамывать, как только их тронешь за коленку. Слишком уж чувствительные у них коленки. Они выдают отсутствие мужества в вопросах защиты чести и достоинства своей страны за порядочность и здравомыслие. По сути дела, это наглядное проявление политического пуританства, которого нужно стыдиться. Договоренности? Какие еще договоренности! Да вы что! Как мы можем на это пойти! Сами себя обманывают.