В 2004 году Иран вел переговоры о своей ядерной программе с европейскими странами — Великобританией, Францией и Германией, и стороны были близки к заключению соглашения. Но вмешательство американской администрации под руководством Джорджа Буша-младшего и его угроза нанести удар по Ирану сорвала заключение сделки, в 2006 году Иран возобновил работы по обогащению урана в полном объеме. Сегодня Иран располагает примерно десятью тоннами обогащенного урана и множеством усовершенствованных центрифуг. Исламская республика еще не создала ядерную бомбу, но быстро продвигается к этой цели.
Израиль предпочел бы увидеть хорошее и надежное соглашение, которое полностью исключило бы создание ядерного оружия в Иране, как сейчас. так и через десять лет. На этот счет царит полное согласие. Но суть в том, что соглашение с Ираном стало реальностью, и нам, как ответственному руководству страны, предстоит иметь дело с этой сложной ситуацией, и стремиться к укреплению связей с западными странами, в первую очередь, с США, чтобы сформировать общую дорожную карту на ближайшие годы. Такое тесное сотрудничество обеспечит полную информацию о происходящем и позволит влиять на принятие решений в странах, подписавших договор с Ираном.
В подписанном соглашении очень много прорех и белых пятен: что такое «существенное нарушение обязательств»? Идет ли речь о полном нарушении договора или о нарушении отдельных пунктов? Сколько инспекторов МАГАТЭ будут отвечать за контроль над иранской ядерной программой и возможно ли вообще обеспечить приемлемый контроль? Такую дискуссию Израиль обязан начать сегодня с западными державами.
Израиль обязан настаивать на том, чтобы Иран и другие государства, распространяющие терроризм и исламистскую идеологию, были наказаны за это, безо всякой связи с ядерной программой. И тут уместно напомнить о других силах, которые способствуют распространению ислама салафистско-джихадистского толка, который сейчас превращается в центральную силу на Ближнем Востоке, что, кстати, вызывает резкую ответную реакцию Ирана. Борьба суннитов с шиитами продолжается очень давно. Начавшись, как политический спор о наследстве пророка Мухаммада, она превратилась в лобовое столкновение двух основных течений ислама. Террор, инициированный и распространяемый Ираном, ужасный и кровожадный, но суннитский исламистский террор, питаемый определенными элементами из арабских государств Персидского залива, еще ужасен и за последние десятилетия унес гораздо больше жизней.
Так откуда грядет апокалипсис — из Ирана или из Саудовской Аравии? На данный момент ответ не очевиден. Сейчас важно продолжать диалог со странами, подписавшими соглашение с Ираном, которые также имеют определенное влияние на Саудовскую Аравию, усилить сотрудничество между разведывательными службами и сохранять все возможности открытыми, чтобы предотвратить или по меньшей мере уменьшить вероятность конца света на любом из этих направлений. Израиль обязан действовать взвешенно и ответственно, чтобы не остаться в одиночестве на обоих фронтах, добиться установления максимально жесткого контроля над соблюдением договора и сотрудничать с западными странами в борьбе против набирающего силу суннитского террора.
Ксения Светлова — депутат Кнессета от блока «Сионистский лагерь», член парламентской комиссии по внешним делам и обороне, журналист, эксперт по Ближнему Востоку и исламу