Шведские подводники заявили, что обнаружили в территориальных водах страны затонувшую российскую подводную лодку — спустя девять месяцев после окончания масштабной операции шведских военных по поиску неопознанной иностранной субмарины.
Командование шведскими вооруженными силами, впрочем, пока не подтверждает информацию дайверов, подчеркивая, что эксперты минобороны еще не идентифицировали предполагаемую субмарину.
«Наши аналитики еще не представили своего заключения и хотели бы увидеть больше изображений [обнаруженного объекта], которые дайвинговая компания должна нам прислать», — заявил агентству Франс пресс представитель министерства обороны Швеции Андерс Каллин.
По его словам, окончательное заключение экспертов будет готово в ближайшие дни, а до тех пор командование не хотело бы заниматься домыслами.
Как сообщил журналистам Штефан Хогеборн, один из подводников компании Ocean X Team, обнаружившей неопознанный объект, корабль выглядит совершенно нетронутым, без каких-либо видимых повреждений корпуса, а все люки субмарины закрыты.
Размеры лодки дайверы оценили приблизительно: около 20 метро в длину и 3,5 метра в диаметре.
«Неясно, насколько подлодка стара и как долго она пролежала на дне, однако кириллические буквы на корпусе указывают на то, что она российская», — заявил он.
Хогеборн не уточнил местоположение находки, однако шведский таблоид Expressen, опубликовавший снимки таинственного объекта на своем интернет-сайте, сообщает, что корабль затонул в 1,5 морских милях (2,8 км) от восточного побережья центральной части страны.
Expressen цитирует еще одного участника подводной экспедиции, обнаружившей объект, Денниса Асберга: по его словам, подлодка выглядела современной. Однако один из опрошенных газетой экспертов предположил, что это российская субмарина, затонувшая еще в 1916 году.
Подводники пообещали вернуться и более тщательно обследовать свою находку.
Охота за таинственной субмариной
В середине октября прошлого года военно-морские силы Швеции подтвердили, что ведут поиск иностранной подводной лодки в водах Стокгольмского архипелага, где ранее были отмечены признаки «иностранной подводной деятельности».
Операция была масштабной: воздушное пространство над частью архипелага было закрыто, а гражданским судам было запрещено приближаться к военным кораблям, задействованным в поисках, ближе чем на 10 километров, а в общей сложности в операции участвовало около 200 военнослужащих.
Шведская пресса сообщала о том, что шведы перехватили сигнал о помощи на русском языке, а следовательно, объектом поисков могла быть российская подлодка.
Москва с самого начала категорически отрицала причастность к таинственному объекту. Российские власти высказывали предположение, что в шведских шхерах могла затеряться голландская подводная лодка.
Позднее командование шведскими вооруженными силами заявило, что располагает доказательствами проникновения иностранной подводной лодки в свои территориальные воды, и даже опубликовало ее изображение, сделанное с помощью сонаров.
«Военные могут подтвердить, что малая подводная лодка нарушила территориальные воды Швеции. Мы исключаем все альтернативные объяснения», — сказал генерал Свекер Горансон на пресс-конференции в Стокгольме.
Однако тогда генерал уточнил, что определить национальную принадлежность мини-субмарины не представляется возможным.
Представитель российского министерства обороны тогда иронично заявил, что «шансов обнаружить [в этой истории] „русский след“ не больше, чем было у Филле и Рулле в поимке Карлсона».